- Голованов Н. С.
-
Николай Семёнович (9 (21) I 1891, Москва -28 VIII 1953, там же) - сов. дирижёр, пианист и композитор. Нар. арт. СССР (1948). С 1900 учился в моск. Синодальном уч-ще, где его преподавателями были В. С. Орлов и А. Д. Кастальский. Окончив уч-ще (в 1909) со званием регента 1-го разряда, работал дирижёром Синодального хора; выступал, в частности, в берлинской Певч. академии во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы (1913). В 1914 окончил Моск. консерваторию (класс композиции M. M. Ипполитова-Иванова и С. Н. Василенко). В 1915 впервые выступил как симф.дирижёр в концерте оркестра Большого т-ра и был принят в этот т-р на должность помощника хормейстера. В 1919-28 и 1930-36 дирижёр, в 1948-53 гл. дирижёр Большого т-ра. С 1919 активно участвовал в работе оперной студии, организованной К. С. Станиславским при Большом т-ре, преобразованной впоследствии (1926) в Оперную студию-театр, а затем (1928) в Оперный т-р им. К. С. Станиславского. С конца 20-х гг. деятельность Г. была связана также с Моск. филармонией и Моск. радиоцентром, где он возглавлял оперный Радиотеатр. В 1937-53 был худ. рук. и гл. дирижёром Большого симф. орк. Всесоюзного радио. С 1938 муз. руководитель оперного отдела вновь созданной (в 1935) Станиславским Оперно-драматич. студии; совм. с реж. M. H. Кедровым участвовал в работе над пост. опер: "Чио-Чио-сан" Пуччини, "Виндзорские проказницы" Николаи, "Княжна Мэри" Дегтярёва, "Дмитрий Донской" Крюкова.
С 1907 вёл педагогич. деятельность. В 1925-29 и 1943-44 профессор оркестрового и оперного классов Моск. консерватории. Постановка оперы "Царская невеста", осуществлённая под рук. Г. (1926) студентами оперного класса и студенч. оркестром, - первый спектакль консерватории после Окт. социалистич. революции. В Большом т-ре Г. пост. оперы "Борис Годунов" (1948, Гос. пр. СССР, 1949), "Садко" (1949, Гос. пр. СССР, 1950), "Хованщина" (1950, Гос. пр. СССР, 1951). Г. - один из самобытных представителей рус. дирижёрской школы. Отличаясь выдающимися организаторскими способностями и энергией, он с первых лет Сов. власти стал горячим пропагандистом рус. классич. музыки и произв. сов. композиторов: Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова. Исполнительский стиль Г. характеризовался активностью дирижёрской воли, эмоциональным накалом, сочетанием широкой полнозвучной кантилены с яркими динамическими контрастами. Стремясь к наиболее полному выявлению своего творч. замысла, Г. нередко (особенно в 1-й пол. деятельности) прибегал к смелым (иногда спорным) оркестровым "ретушам", меняя текст авторской партитуры. Исключительная требовательность в работе давала ему возможность достигать высокой слаженности оперно-симф. ансамбля. В обширном репертуаре Г. особое место принадлежало рус. оперной классике и прежде всего операм М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Гос. пр. СССР (1946).
Был тонким пианистом-аккомпаниатором, выступавшим в течение мн. лет в ансамбле с А. В. Неждановой.
Сочинения: оперы - Принцесса Юрата (на сюжет балт. легенды), Богатырский курган (по Г.Ибсену); для орк. -симфония,увертюра на рус. темы, симф. поэма Саломея (к пост. одноим. пьесы О. Уайльда, Малый т-р); для фп. - соната; для голоса и фп. - романсы; обр. нар. песен разл. национальностей. Литература: Василенко С. Н., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948; Аносов Н., Николай Семенович Голованов, "СМ", 1951, No 5; Шавердин А., Большой театр Союза ССР, M 1952; Некролог, "CK", 1953, I, IX; Гозенпуд А., Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963; К 75-летию Н. С. Голованова, "СМ", 1966, No 2; Хайкин В., Бурный талант, "СМ", 1968, No 8. Е. Я. Рацер.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.