Гитара

Гитара
        (испан. guitarra, от греч. kitara - кифара, итал. chitarra; франц. guiterne, guitare; англ. gittern, guitar) - струнный щипковый инструмент. Состоит из корпуса с глубокими выемками по бокам и плоскими деками (из к-рых верхняя имеет круглое резонаторное отверстие), из шейки с грифом, снабжённым металлич. ладами, и головки с колками. Струны применялись вначале жильные, позже металлич. и нейлоновые. Г. позволяет извлекать как отд. звуки, так и аккорды. Происхождение Г. точно не установлено. В 13 в. она была уже широко известна в Испании, где стала нар. инструментом, применяясь для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев (см. Фламенко). Первоначально Г. имела 4 двойные струны ("хора"), в 17 в. - 5 двойных струн. В это время она получила распространение в Италии и др. европ. странах, а также в Америке; в нек-рых странах возникли и особые разновидности Г., напр. в Италии - Г. баттенте (chitarra battente) - инструмент с округлым корпусом, на к-ром играли плектром. Особую популярность в Европе Г. приобрела с сер. 18 в. К этому времени вместо 5 двойных начали применять 6 одинарных струн, установился строй Г. Хотя попытки усовершенствовать Г. делались и в дальнейшем, общепризнанной стала шестиструнная Г. с настройкой по квартам и терцовым расстоянием между двумя группами струн (Е, A, d, g, h, e1). В России, отчасти и в Польше, получила распространение семиструнная Г. квартово-терцового строя (D, G, H, d, g, h, d1) (т. н. русская Г.). Изготовлялись и Г. с бульшим количеством струн, но в основе их конструкции была шестиструнная или семиструнная Г. (добавлялись 3-4 басовые струны, располагавшиеся вне осн. грифа). Изредка, гл. обр. в ансамблях, применяются Г. небольшого размера, настраивающиеся на малую терцию, кварту и квинту выше обычной. На Г. играют сидя, опирая вырез корпуса о левое колено, а также стоя, поддерживая её на перевязи. Звук извлекается щипком мякоти пальцев либо с помощью ногтя; применяется и смешанный способ звукоизвлечения, а также удар. Ноты для Г. пишутся в скрипичном ключе, октавой выше их действит. звучания. Исполнение на Г. отличается обилием приёмов звукоизвлечения, с помощью к-рых выявляются богатые красочные возможности инструмента. Звук Г. не обладает большой силой. Он хорошо сочетается с человеч. голосом и со звучанием др. струн. и дух. инструментов, что обусловило применение Г. для аккомпанемента пению и в камерных ансамблях. Г. используется и для сольной игры. Во мн. странах Г. стала подлинно нар. инструментом. Уже в 17-18 вв. выдвинулся ряд гитаристов-виртуозов (X. К. Амат, Г. Санц в Испании, Ф. Корбетта в Италии, Р. Визе во Франции и др.). Особый подъём гитарное иск-во пережило в первые десятилетия 19 в., когда было создано много сольных и ансамблевых произв. для Г.; сочинения, в инстр. состав к-рых входит Г., написали К. М. Вебер, Н. Паганини, Г. Берлиоз. Выдающиеся гитаристы-композиторы этого времени - М. Джулиани, Ф. Карулли (Италия), Ф. Сор (род. в Испании, жил также в России и Франции), Д. Агуадо (Испания). В России Г. широко применялась для аккомпанемента в цыганских хорах и при исполнении бытовых романсов; в числе выдающихся русских гитаристов и авторов произведений для 7-струнной Г. - А. О. Сихра, М. Т. Высоцкий, С. Н. Аксёнов, В. И. Морков и др. Новый расцвет гитарного иск-ва начался в 20-е гг. 20 в., когда испан. гитарист Ф. Таррега утвердил значение Г. как сольного инструмента. Произв. для крупнейшего совр. гитариста А. Сеговии создали мн. выдающиеся композиторы Зап. Европы (М. де Фалья, М. Торроба, X. Родриго, А. Тансман, М. Кастельнуово-Тедеско и др.), Аргентины, Бразилии и др. стран Юж. Америки (Э. Вила Лобос, М. Понсе и др.). Ученики и последователи Тарреги (В. Э. Пухоль, М. Льобет, М. Л. Анидо) упрочили значение его школы, мн. ученики Сеговии (Д. Вильямс, А. Диас, И. Иовичич и др.) успешно выступают с сольными концертами в различных странах. Наиболее известные советские гитаристы - А. М. Иванов-Крамской и Л. Ф. Андронов, исполнители на 6-струнной Г.
        Преподавание игры на Г. ведётся в консерваториях и др. уч. заведениях СССР и зарубежных стран. Существуют многочисл. школы и самоучители для Г. Наиболее значит. журналы для любителей Г. 20 в.: "Гитарист", "Гитара и гитаристы", "Аккорд" (Россия), "Der Guitarrenfreund" (Германия), "Guitar Review" (США), "Guitare et musique" (Франция), "L'arte chitaristica" (Италия). Во мн. странах имеются объединения гитаристов, выпускающие бюллетени, устраивающие концерты и конкурсы гитаристов, выставки Г. В Москве с 1960 существует творч. объединение моск. гитаристов.
        В муз. практике 20 в. нашла применение также т. н. гавайская Г. с металлич. струнами. На ней играют плектром или особыми пальцевыми наконечниками, держа инструмент плашмя на коленях и прижимая струны к грифу металлич. пластинкой. В исполнении на гавайской Г. широко используются вибрации и глиссандо. Осн. применение она нашла в эстр. оркестрах. С появлением джаз-оркестров стала использоваться оркестровая или джаз-Г. Корпус её, часто металлич., с "эфами", как у скрипки, снабжён щитком, предохраняющим деку от ударов плектром, к-рым при игре защипывают металлич. струны. Джаз-Г. - гл. обр. ритмич. аккомпанирующий инструмент, однако иногда применяется и как сольный. При игре на гавайской и джаз-Г. нередко пользуются электроусилителем (электро-Г.).

Литература: Стахович М., История семиструнной гитары, СПБ, 1864; Русанов В. A., Гитара в России, вып. 1-2, М., 1899-1901; Заяицкий С. С., Интернациональный союз гитаристов, М., 1902; Агафошин П., Новое о гитаре, М., 1928; Иванов М., Русская семиструнная гитара, М.-Л., 1948; Вольман Б. Л., Гитара в России, Л., 1961; его же, Гитара и гитаристы, Л., 1968; Красный В., Технические возможности русской семиструнной гитары, М., 1963; Hеnzе В., Die Gitarre und ihre Meister des 18. und 19. Jahrhunderts, В., 1920; Zuth J., Handbuch der Laute und Gitarre, W., 1926-28; Buek Fr., Die Gitarre und ihre Meister, В., 1927, В., 1952; Pujol Villarubй Е., La guitarra e su historia, B. Aires, 1932; rrat D., Diccionario biografico, bibliografico historico, critico de guitarras, guitarristas, guitarreros..., B. Aires, (1934); Sharpe A. P., The story of the Spanish guitar, L., 1954; Bone Ph. J., The guitar and mandolin..., L., 1954; Powrozniak J., Gitara od A do Z, Kr., 1966.

Б. Л. Вольман.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Гитара" в других словарях:

  • Гитара — Классификация • Хордофон • Щипковый струнный инструмент Диапазо …   Википедия

  • гитара — ы, ж. guitarre f.<, исп. guitarra. 1. муз. Китара. 1719. // Перспектива. Арлекин видя Гитарру, взял оную, и стал на ней играть. Ит. ком. 347. Вечерком одна с гитарой Пела, сидя под окном. Мур. Ст. 197. Какие чувствия вливаешь, Гитара! в душу… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГИТАРА — (исп. и прованс. guitara, итал. chitarra, от греч. kithara струнный инструмент). 1) 6 ти струнный муз. инструмент, на котором играют, перебирая струны пальцами. 2) старинный извощичий экипаж, несколько напоминавший формой своей вышеназванный муз …   Словарь иностранных слов русского языка

  • гитара — семиструнная, шестиструнка, струнное орудие, цыганское сердце; пизда, яйца; хордофон, инструмент, фанера, акулеле, бренчалка, кифара, фендер Словарь русских синонимов. гитара сущ., кол во синонимов: 20 • акулеле (1) • …   Словарь синонимов

  • ГИТАРА — (исп. guitarra от греч. kithara кифара), струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 в., в 17 18 вв. распространилась в странах Европы и Америки, в т. ч. как народный инструмет. С 18 в. общеупотребительной стала 6… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГИТАРА — (от греческого kithara кифара), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа. С 13 в. известна в Испании, с 17 18 вв. в других странах Европы и в Америке (в том числе как народный инструмент). С 18 в. общеупотребительной стала 6… …   Современная энциклопедия

  • ГИТАРА — ГИТАРА, гитары, жен. (исп. guitarra от греч. kithara лира). Род струнного щипкового музыкального инструмента с резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом. Семиструнная гитара. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Гитара — струнный музыкальный инструмент с ручкою (грифом),постоянными ладами и резонансовым ящиком, имеющим плоское дно ивогнутости на боках, верхний и нижней деке инструмента. Г. имеет круглыйголосник на верхней деке и кишечные струны, из которых более… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ГИТАРА — станка узел металлорежущего станка для уменьшения или увеличения скорости подачи. На валах гитары устанавливают сменные зубчатые колеса, подбор которых расширяет возможности регулирования скоростей движений, создаваемых станком …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГИТАРА — ГИТАРА, ы, жен. Струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом резонатором в форме восьмерки. Семиструнная, шестиструнная г. Аккомпанировать на гитаре. Петь под гитару. | прил. гитарный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ГИТАРА — жен. струнное музыкальное орудие, на котором играют щипком; кузов в виде цифры 8, ручка прямая, с ладами; на италиянской гитаре шесть струн, на польской семь, но строй первой объемистее. | В Москве, гитарой зовут долгие дрожки, не круглые, не… …   Толковый словарь Даля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»