- А
-
1) Первая буква алфавита музыкального название и буквенное обозначение одного из муз. звуков, образующего нижний тон принятого в период раннего средневековья звукоряда (для его обозначения использовались буквы лат. алфавита). Впоследствии, когда место осн. тона диатонич. звукоряда заняло С, звук А стал VI ступенью этого звукоряда. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах более употребительно слоговое обозначение звука А - lа (ля). Прописное А обозначает звук большой октавы, строчное - малой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнительные цифры или чёрточки; так, А или А1 означают звук контроктавы, или а2 - второй октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени звукоряда к букве А присоединяют дополнит. слоги; повышение её на полутон обозначается ais (англ. a sharp; франц. la diese; рус. ля-диез; итал. la diesis), повышение на два полутона - aisis (англ. a double sharp; франц. la double diese; рус. ля-дубль-диез; итал. la doppio diesis), понижение на полутон - as (англ. a flat; франц. la bemol; рус. ля-бемоль; итал. la bemolle), на два полутона - ases (англ. a double flat; франц. la double bemol; рус. ля-дубль-бемоль; итал. la doppio bemolle). Хроматич. видоизменения ступени звукоряда могут передаваться и с помощью присоединения к её букв. обозначению знака альтерации: а - ля-диез (ais), a - ля-бемоль (as) и т.д. При обозначении тональностей к обозначениям звука тоники добавляют слова dur и moll, одновременно применяя для мажора прописное А, для минора - строчное; так, A-dur обозначает ля мажор, As-dur - ля-бемоль мажор, a-moll - ля минор, as-moll - ля-бемоль минор. В теоретич. работах тональность может обозначаться и одной буквой; в этом случае А означает ля мажор, а - ля минор; одна буква А в сочетании с предлогом in обозначает соответствующий строй инструмента (clarinetto in А - кларнет в строе ля). Иногда в музыковедческих работах применяется буквенное обозначение трезвучий; в этой системе А означает лямажорное тоническое трезвучие, а - ля минорное.
2) Звук, по которому настраиваются муз. инструменты; как правило, для настройки служит звук а1 реже а2 (иногда и с2). Определённая частота колебаний а1 устанавливается в качестве эталона; для удобства настройки изготовляются соответствующие камертоны.
3) В хоровой литературе буквой А обозначается альтовая партия, в оркестровой - партия альтового гобоя (А. гоб.).
В. А. Вахромеев.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.