Вибрато

Вибрато
        вибрация (итал. vibrato, лат. vibratio - колебание).
        1) Приём исполнения на струн. инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне, вызывающее периодич. изменение в небольших пределах высоты, громкости и тембра звука. В. придаёт звукам особую окраску, певучесть, повышает их выразительность, а также динамичность, особенно в условиях большого конц. помещения. Характер В. и способы его использования определяются индивид. стилем интерпретации и артистич. темпераментом исполнителя. Нормальное число колебаний В. - ок. 6 в секунду. При меньшем числе колебаний слышится качание или дрожание звука, производящее антихудожеств. впечатление. Термин "В." появился в 19 в., однако лютнисты и гамбисты пользовались этим приёмом ещё в 16-17 вв. В методич. руководствах того времени приводятся описания двух способов исполнения В.: одним пальцем (как и в совр. исполнительстве) и двумя, когда один прижимает струну, а другой быстро и легко касается её. Старинные назв. первого способа - франц. verre cassй, англ. sting (для лютни), франц. langueur, plainte (для виолы да гамба); второго - франц. battement, pincй, flat-tement, позднее - flattй, balancement, tremblement, tremblement serrй; англ. close shake; итал. tremolo, ondeggiamento; на нем. языке наименование всех видов В. - Bebung. Co времени упадка сольной игры на лютне и виоле да гамба художеств. применение В. связано гл. обр. с игрой на инструментах скрипичного семейства. Одно из первых упоминаний о скрипич. В. содержится в "Универсальной гармонии" ("Harmonie universele...", 1636) M. Мерсенна. Классич. школы скрипичной игры 18 в. рассматривали В. лишь как разновидность украшений и относили этот приём к орнаментике. Дж. Тартини в своём "Трактате об орнаментике" ("Trattato delle appogiatura", ок. 1723, изд. 1782) называет В. "tremolo" и рассматривает его как вид т.н. игровых манер. Его использование, как и др. украшений (трель, форшлаг и др.), разрешалось в случаях, "когда того требует аффект". По Тартини и Л. Моцарту ("Опыт основательной скрипичной школы" - "Versuch einer grьndlichen Violinschule", 1756), B. возможно в кантилене, на длинных, выдержанных звуках, особенно в "завершающих музыкальных фразах". При mezza voce - подражании человеческому голосу - В., напротив, "никогда не должно применяться". Различались В. равномерно медленное, равномерно быстрое и постепенно убыстряющееся, обозначавшиеся соответственно волнистыми линиями над нотами:
        В эпоху романтизма В. из "украшения" превращается в средство муз. выразительности, становится одним из важнейших элементов исполнительского мастерства скрипача. Широкое использование В., начало к-рому положил Н. Паганини, естественно вытекало из колористической трактовки скрипки романтиками. В 19 в., с выходом музыкального исполнительства на эстраду большого конц. зала, В. прочно входит в практику игры. Несмотря на это, ещё Л. Шпор в своей "Скрипичной школе" ("Violinschule", 1831) разрешает исполнять В. лишь отд. звуки, к-рые он отмечает волнистой линией. Наряду с названными выше разновидностями Шпор применял и замедляющееся В.
        Дальнейшее расширение применения В. связано с исполнительством Э. Изаи и в особенности Ф. Крейслера. Стремясь к эмоцион. насыщенности и динамичности исполнения и используя В. как приём "опевания" техники, Крейслер ввёл вибрирование при игре быстрых пассажей и в штрихе detachй (что запрещалось классич. школами).
        Это способствовало преодолению "этюдности", сухости звучания таких пассажей. Анализ скрипичного В. разл. видов и его художеств. применения дал К. Флеш в своей работе "Искусство игры на скрипке" ("Die Kunst des Violinspiels", Bd 1-2, 1923-28).
        2) Приём исполнения на клавикорде, широко применявшийся нем. исполнителями 18 в.; выразительное "украшение", подобное В. и также называвшееся Bebung.
        С помощью вертикального колебательного движения пальца на опущенной клавише, благодаря к-рому тангент оставался в постоянном соприкосновении со струной, создавался эффект колебания высоты и силы звука. Использовать этот приём надлежало на выдержанных, аффектированных звуках (Ф. Э. Бах, 1753) и, в особенности, в пьесах печального, грустного характера (Д. Г. Тюрк, 1786). В нотах обозначался:
        3) Приём исполнения на нек-рых духовых инструментах; лёгкое приоткрывание и закрывание клапанов, сочетающееся с изменением интенсивности выдоха, создает эффект В. Большое распространение получило у джазовых исполнителей. 4) В пении - особый вид колебания голосовых связок певца. В основе естественного вок. В. лежит неравномерность (не абсолютная синхронность) колебаний голосовых связок. Возникающие благодаря этому "биения" заставляют голос периодически пульсировать, "вибрировать". От свойства В. в значительной степени зависит качество голоса певца - его тембр, теплота, выразительность. Характер певческого В. не изменяется с момента мутации и только в пожилом возрасте В. переходит иногда в т.н. тремолирование (качание) голоса, что делает его звучание неприятным. Тремолирование может явиться и результатом плохой вок. школы.

Литература: Казанский В. С. и Ржевский С. Н., Исследование тембра звука голоса и смычковых музыкальных инструментов, "Журнал прикладной физики", 1928, т. 5, вып.1; Рабинович А. В., Осциллографический метод анализа мелодии, М., 1932; Струве Б. A., Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах, Л., 1933; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М. - Л., 1948; Агарков О. М., Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке, М., 1956; Paгс Ю., Вибрато и восприятие высоты, в сб.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Mиrsenne M., Harmonie universelle..., v. 1-2, P., 1636, facsimile, v. 1-3, P., 1963; Rau F., Das Vibrato auf der Violine..., Lpz., 1922; Seashore С. Е., The vibrato, Iowa, 1932 (University of Iowa. Studies in the psychology of music, v. 1); его жe, Psychology of the vibrato in voice and instrument, Iowa, 1936 (та же серия, v. 3).

И. M. Ямпольский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Вибрато" в других словарях:

  • ВИБРАТО — (итал. vibrato, от лат. vibrare дрожать). В музыке: брать ноты так, чтобы звуки выходили дрожащими. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИБРАТО ит. vibrato, от лат. vibrare, дрожать. В музыке: брать… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ВИБРАТО — (итал. vibrato от лат. vibro колеблю), периодические изменения высоты звука (частотное вибрато) или громкости (амплитудное вибрато). Применяется в пении, игре на струнных смычковых и духовых инструментах, в электроорганах. Звук с вибрато… …   Большой Энциклопедический словарь

  • вибрато — прием, колебание Словарь русских синонимов. вибрато сущ., кол во синонимов: 2 • колебание (59) • прием …   Словарь синонимов

  • вибрато — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Вибрато — Обозначение Вибрато в нотной записи. Вибрато периодические изменения высоты, громкости или тембра музыкального звука. В струнных инструментах вызывается колебаниями пальца, в духовых инструментах и у вокалистов пульсацией воздушного давления. Как …   Википедия

  • вибрато — (итал. vibrato, от лат. vibro  колеблю), периодические изменения высоты звука (частотное вибрато) или громкости (амплитудное вибрато). Применяется в пении, игре на струнных смычковых, духовых и электроинструментах. Звук с вибрато становится… …   Энциклопедический словарь

  • Вибрато (губная гармоника) — Вибрато на губной гармонике приём игры, позволяющий достичь периодического изменения высоты ноты или аккорда. В отличие от тремоло, где вибрирует громкость звука, в вибрато изменяется высота звука возникают быстрые микробенды. Чаще всего… …   Википедия

  • Вибрато —         вибрация (итал. vibrato, лат. vibratio колебание), 1) приём исполнения на струнных музыкальных инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне. Периодически изменяя в небольших пределах высоту звуков …   Большая советская энциклопедия

  • Вибрато — (Vibrato) см. Вибрация …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • вибрато — I нескл. ср. Кратковременные и незначительные колебания высоты тона какого либо звука (голоса, музыкального инструмента и т.п.), придающие ему особую окраску и выразительность. II нареч. качеств. обстоят. Извлекая звук особым колебанием струны… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»