Вечера современной музыки


Вечера современной музыки
        муз. кружок, существовавший в Петербурге в 1900-12. Осн. цель В. с. м. - систематич. пропаганда новых произв. рус. и зарубежных композиторов конца 19 - нач. 20 вв. В кружок входили критики В. Г. Каратыгин и А. П. Нурок, просвещённый любитель музыки В. Ф. Нувель, композиторы И. И. Крыжановский и И. В. Покровский, пианист А. Д. Медем и др. Концерты кружка (в среднем 5 в сезон), на к-рых выступали мн. известные певцы и инструменталисты, вызывали большой интерес публики и критики. Всего состоялось 56 концертов, в к-рых прозвучало мн. новых, а также забытых произв. Здесь, в частности, впервые в России были исполнены мн. камерные пьесы К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, С. Франка, В. дЭнди, Э. Шоссона, Ф. Шмитта, Роже-Дюкаса, Г. Малера, Л. Шёнберга и др. зарубежных авторов. На одном из вечеров (1906) выступил со своими сочинениями М. Регер. Заслугой кружка была активная поддержка молодых рус. композиторов. Так, на В. с. м. состоялись творч. дебюты И. Ф. Стравинского (17 дек. 1907), С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского (18 дек. 1908). Устраивались также показы малоизвестных соч. рус. классиков ("Сорочинская ярмарка", "Женитьба" Мусоргского, ряд соч. Римского-Корсакова и Бородина).
        Пропагандистская деятельность В. с. м. способствовала расширению репертуара рус. концертов, освоению творч. достижений совр. музыки. Организаторы кружка (Каратыгин, Нурок, Крыжановский) выступали в печати, отстаивая идеи художеств. обновления отечеств. музыки. Несмотря на нек-рую односторонность эстетич. позиции, обусловленную влияниями модернизма, критич. и муз.-обществ. деятельность В. с. м. оставила значит. след в рус. муз. жизни первого десятилетия 20 в. Продолжением деятельности петерб. В. с. м. были кратковременно проводившиеся (по инициативе критика В. В. Держановского и певицы Е. В. Копосовой) вечера совр. музыки в Москве (с 1909).

И. В. Нестьев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Вечера современной музыки" в других словарях:

  • Дни современной Российской культуры в Чехии — Дни современной Российской культуры в Чехии  (чеш. První festival současné ruské kultury v České Republice)  ежегодный фестиваль искусств, который проводится в двух городах Чешской Республики, Праге и Карловых Варах, под патронатом… …   Википедия

  • Прокофьев С. С. —         Сергей Сергеевич (11(23)IV 1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл. 5 III 1953, Москва) сов. композитор, пианист, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому… …   Музыкальная энциклопедия

  • Мясковский Н. Я. —         Николай Яковлевич (8 (20) IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша 8 VIII 1950, Москва) советский композитор, педагог, муз. критик, муз. обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших сов.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Общества музыкальные —         объединения проф. музыкантов и любителей музыки, ставящие своей целью распространение муз. культуры, пропаганду и изучение отд. видов муз. иск ва. Существуют нац. и междунар. О. м.; разделяются они на исполнительские (хоровые, оркестровые …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыка — Музыка. С момента основания Петербурга начала развиваться музыкальная жизнь города. Реформы Петра I подготовили почву для новых европейских форм музицирования. Вначале они не выходили за рамки императорского двора и близкого к нему круга высшей… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Музыка —       С момента основания Петербурга начала развиваться музыкальная жизнь города. Реформы Петра I подготовили почву для новых европейских форм музицирования. Вначале они не выходили за рамки императорского двора и близкого к нему круга высшей… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Каратыгин, Вячеслав Гаврилович — род. 17 сент. 1875 в Павловске С Петерб. губ., ум. 23 сент. 1925 в Ленинграде. Муз. критик и композитор. В 1898 окончил естеств. отд. физико математич. ф та Петерб. ун та. С 1898 изучал теорию музыки и композицию у Н. А. Соколова. В 1901 1912… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Общества музыкальные —       объединения музыкантов профессионалов, а также любителей с целью пропаганды, изучения отдельных видов музыкального искусства. Первые О. м. в России (назывались клубами) появились в Петербурге. В 1772 77 существовало концертное общество… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • общества музыкальные — общества музыкальные, объединения музыкантов профессионалов, а также любителей с целью пропаганды, изучения отдельных видов музыкального искусства. Первые музыкальные общества в России (назывались клубами) появились в Петербурге. В 1772—77… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Копосова-Держановская Е. В. —         (урожд. Копосова) Екатерина Васильевна (6(18) I 1877, Петербург 2 IX 1959, Москва) сов. певица (сопрано). Жена В. В. Держановского. В 1901 окончила Моск. консерваторию по классу пения В. М. Зарудной. В 1900 занималась у Д. Арто. С 1901… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.