"Бесконечная мелодия"


"Бесконечная мелодия"
        (нем. "Unendliche Melodie") - термин, введённый в обиход Р. Вагнером и связанный с особенностями его муз. стиля. О необходимости поисков нового типа мелодии, отличающейся от мелодики традиционных опер, Вагнер писал в "Обращении к друзьям" (1851). Идею "Б. м." он обосновал в работе "Музыка будущего" (в форме открытого письма своему парижскому почитателю Ф. Вийо, 1860). Принцип "Б. м." был выдвинут им в противовес традиц. оперной мелодике, в к-рой Вагнер усматривал чрезмерную периодичность и закруглённость, зависимость от форм танц. музыки (имелись в виду прежде всего оперные арии). В качестве примеров более интенсивного и непрерывного развития мелодии Вагнер выделял вок. сочинения И. С. Баха, а в инстр. музыке - симфонии Л. Бетховена (значение мелодии нового типа у Бетховена Вагнер рассматривает в книге "Бетховен", 1870). Стремясь отразить в музыке непрерывность жизненных процессов, Вагнер в своих реформаторских произв. (к 60-м гг. 19 в. были написаны часть "Кольца нибелунга" и "Тристан и Изольда") отказывается от внутр. членения действия на отд. замкнутые номера и добивается сквозного развития. При этом осн. носителем мелодич. начала является обычно оркестр. "Б. м." в муз. драмах Вагнера представляет собой цепь сменяющих друг друга лейтмотивов (один из типичных примеров - Траурный марш из "Гибели богов"). В вокальных партиях принцип "Б. м." выявляется в свободно построенных и осн. на муз. декламации монологах и диалогич. сценах, пришедших на смену обычным ариям и ансамблям и незаметно переходящих друг в друга - без характерных для оперных "номеров" чётких завершений. Фактически под "Б. м." у Вагнера подразумевается "бесконечность" (непрерывность) во всей муз. ткани, в т.ч. в гармонии - впечатление непрерывности развёртывания достигается также за счёт использования прерванных каденций и прерванных гармонич. оборотов. У последователей Вагнера можно встретить явление, подобное "Б. м." (в частности, в нек-рых операх Р. Штрауса). Однако прямолинейное стремление Вагнера к непрерывности муз. развития вызывало критику "Б. м.", в частности со стороны Н. А. Римского-Корсакова.

Литература: Вагнер Р., Письма. Дневники. Обращение к друзьям, пер. с нем., М., 1911, с. 414-418; его же, Бетховен, пер. с нем. В. Коломийцева, М. - СПБ, 1912, с. 84-92; Римский-Корсаков H. A., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн. собр. соч., Лит. произв. и переписка, т. II, М., 1963, с. 51-53; Друскин М. С., История зарубежной музыки второй половины XIX в., вып. 4, М., 1963, с. 41.

Г. В. Крауклис.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое ""Бесконечная мелодия"" в других словарях:

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… …   Энциклопедия Кольера

  • МЕЛОДИЯ — (от греч. melodia пение, напев, песня) осмысленно одухотворенная последовательность звуков в музыке, выраженная одноголосно музыкальная мысль. Звуковое тело М. скреплено закономерностями лада, гармонии, ритма, метра, складывается из сопряжения… …   Эстетика: Словарь

  • Вагнер Р. В. —         (Wagner) Вильгельм Рихард (22 V 1813, Лейпциг 13 II 1883, Венеция; похоронен 18 II 1883, Байрёйт) немецкий композитор, дирижёр, либреттист, публицист, музыкальный писатель.         В. крупнейший художник романтик 19 в. Его творчество… …   Музыкальная энциклопедия

  • Декламация музыкальная —         (нем. Musikalische Deklamation, франц. la declamation musicale, англ. musical declamation).         1) В широком смысле соотношение в вок. произведении словесной речи и музыки. Оно касается как речевой и муз. формы, так и содержания… …   Музыкальная энциклопедия

  • Вагнер Рихард — (1813 1883), немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере драме осуществил синтез философско поэтического и музыкального начал. В произведении это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов,… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.