Школьный возраст


Школьный возраст
период жизни с 6—7 до 17—18 лет. Условно выделяют младший Ш. в. (до 11 лет) и старший Ш. в. (с 12 лет), который обычно называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. В связи с индивидуальными колебаниями сроков полового созревания границы старшего школьного и подросткового возраста не всегда совпадают.
Физическое развитие. После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчета нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n - 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n; детей 12 лет и старше по формуле: (n ․ 5) — 20 кг, где n — возраст в годах. Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребенка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.
Анатомо-физиологические особенности. Кожа и подкожная клетчатка. Строение дермы в Ш. в. примерно такое же, как у взрослых, но коллагеновые волокна тоньше. К 7 годам заканчивается формирование выводных протоков потовых желез, устанавливается адекватное потоотделение. С наступлением половой зрелости начинают функционировать апокриновые потовые железы, появляется вторичное оволосение (см. Половое созревание). Интенсивность кровоснабжения кожи высокая.
Степень развития подкожной клетчатки во многом определяется наследственными, конституциональными факторами. Она более выражена у девочек. К 5—7 годам скопления жировых клеток появляются в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве.
Мышечная система. Продолжает увеличиваться масса мышц (в основном мышц конечностей), а также диаметр мышечных волокон. Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7%, в 15 лет — 32,6%. Диаметр миофибрилл у новорожденных 7 мкм, в 16 лет — около 28 мкм. К 8—10 годам заканчивается развитие и дифференцировка соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6—7 лет быстро увеличивается. Показатель мышечной работы, выполняемой за 1 мин, в 7 лет составляет 290 кгм, в 16—18 лет — 1000—1200 кгм. В 7—9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего Ш. в. еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная выносливость с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8—9 лет укрепляются связки, значительно нарастает объем мышц. Совершенствуются двигательные навыки — в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10—12 годам достаточно хорошо развита координация движений, к 14 годам — способность к быстрым движениям.
Костная система. Интенсивность обмена в костной ткани несколько уменьшается, но процессы остеогенеза и роста костей продолжаются, увеличивается содержание кальция в костной ткани. Хрящевой ткани еще много, гибкость скелета повышена. Строение костной ткани только к 12 годам приближается к строению ее у взрослых. В младшем Ш. в. происходит смена молочных зубов на постоянные, к 11 годам появляются вторые моляры. Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9—10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении.
Органы дыхания. К 8—9 годам формируется пещеристая, интенсивно кровоснабжаемая часть подслизистой ткани носа. Быстро развиваются придаточные (околоносовые) пазухи. К 10 годам гортань у мальчиков по форме напоминает мужскую, голосовая щель постепенно расширяется. Трахея удлиняется в среднем с 5,7 см (в 6—8 лет) до 6,3 см (в 10—12 лет) и 7,2 см (в 14—16 лет), ширина соответственно — с 10 до 11,3 и 14 мм. Увеличиваются диаметр бронхов и бронхиол, размеры альвеол, дыхательная поверхность легких. Достигает полного развития эластический каркас легких. Примерно к 7 годам структура легочной ткани окончательно формируется, в дальнейшем (примерно до 12 лет) увеличивается только масса легких за счет увеличения линейного размера альвеол. Заметно изменяются функциональные возможности органов дыхания: дыхательный объем с 6 до 14 лет увеличивается от 118 мл до 227 мл, минутный объем дыхания — от 3200 до 5000 см3. Частота дыханий уменьшается с 25 дыханий в минуту (в 5 лет) до 20 (в 12 лет). Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 мл (в 6 лет) до 2700 (в 14 лет), максимальная вентиляция легких с 42 л/мин до 68 л/ мин, резерв дыхания с 38,5 л/мин до 63,1 л/мин соответственно.
Сердечно-сосудистая система. Масса сердца возрастает со 105 г (в 6 лет) до 175 г (в 12 лет) и 230 г (в 14 лет). В 12—14 лет отмечается второй период интенсивного увеличения массы сердца (первый в 0—2 года, третий в 17—20 лет). К 7—8 годам заканчивается дифференцировка тканей сердца, увеличивается количество соединительнотканных и эластических волокон. Средняя частота пульса с 5 до 12 лет урежается со 100 до 80 ударов в минуту. Повышается ударный и минутный объем крови, скорость кровотока постепенно уменьшается. Артериальное давление в 6 лет 105/70, в 11 лет в среднем около 110/70, в 17 лет — 120/75 мм рт. ст.
Органы пищеварения. Возрастает длина пищевода с 16 см (в 5 лет) до 18 см (в 10 лет) и 19 см (в 15 лет). Физиологическое сужения пищевода в младшем Ш. в. сформированы. Постепенно увеличивается расстояние от зубов до входа в желудок: в 5 лет — 26—27,9 см, 10 лет — 27—33 см, 15 лет — 34—36 см (приблизительно этот показатель равен 20 + n, где n — число лет). Функциональная емкость желудка достигает к 10—12 годам 1300—1500 мл; увеличивается поверхность его слизистой оболочки, количество желудочных желез. К 8 годам завершается формирование кардиального отдела желудка. Возрастает длина тонкой кишки. Увеличиваются поджелудочная железа и печень, повышается их функциональная активность. С 7 лет нижний край печени не выходит за пределы реберной дуги по среднеключичной линии, а по срединной линии не должен выходить за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Совершенствуются процессы пищеварения: увеличивается коэффициент расщепления жира; изменяется топография абсорбционных процессов в кишечнике. Частота опорожнений кишечника 1—2 раза в день, кал оформленный.
Органы мочевыделения. Увеличивается масса и размеры почек; совершенствуется их строение: в основном в Ш. в. структура почечных клубочков и канальцев не отличается от их структуры у взрослых. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых; в мочевом пузыре продолжает увеличиваться число мышечных и эластических волокон. Емкость мочевого пузыря в 5—9 лет — 200 мл, 9—12 лет — 200—300 мл, 12—15 лет — 300—400 мл. Длина мочеиспускательного канала у мальчиков 10—12 см, у девочек — до 2 см. Постепенно нарастает суточное количество мочи: у детей с 5 до 8 лет оно составляет 700 мл, с 8 до 11 лет — 850 мл, с 11 до 15 лет — 1100 мл.
Кроветворная система. Продолжает возрастать масса костного мозга. Изменяется гемограмма, после 5 лет отмечается нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов (см. Гемограмма, Кровь). Увеличиваются масса и размеры селезенки: масса с 17 г (6 лет) до 94 г (12 лет), размеры с 8×5 см (8 лет) до 11×6 см (12 лет). Показатели свертывающей системы крови не отличаются от таковых у взрослых.
Иммунная система. Совершенствуется местный и общий иммунитет. Все больше повышается способность к синтезу интерферона. К 6—12 годам масса вилочковой железы достигает максимума — примерно 30 г, затем она постепенно уменьшается. К 10 годам количество лимфатических узлов такое же, как у взрослых, нарастает количество лимфоидных фолликулов в кишечнике. Лимфоидное кольцо носоглотки хорошо развито. Содержание иммуноглобулинов в крови к 10—12 годам приближается к уровню взрослых.
Обмен веществ и энергии — см. Обмен веществ и энергии, у детей.
Эндокринная система. Заканчивается развитие и совершенствование гипоталамо-гипофизарной системы. Увеличивается щитовидная железа, совершенствуется ее структура (возрастает число фолликулов). Нарастают масса и размеры паращитовидных желез. В надпочечниках заканчивается дифференцировка, полностью формируется корковый слой. Под действием гонадотропных гормонов гипофиза яички у мальчиков и яичники у девочек увеличиваются в размерах, функционируют все более активно и обусловливают постепенное появление признаков полового созревания.
Нервная система. Масса головного мозга с 6—7 лет нарастает более медленно. В 6—7 лет она составляет у мальчиков в среднем 1313 г, у девочек 1225 г, в 11—12 лет — 1348 г и 1259 г, в 14—15 лет — 1356 г и 1318 г соответственно. Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Продолжается миелинизация нервных волокон (в основном в коре), еще не покрытых миелиновой оболочкой. Длина спинного мозга к 7—10 годам возрастает вдвое. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность. В коре головного мозга развиваются ассоциативные связи, увеличиваются возможности аналитической деятельности. Совершенствуются активные тормозные процессы, легче формируются сложные условные рефлексы. Овладение навыками чтения и письма способствует дальнейшему развитию речи, ее образности, способности передать в ней свои мысли. Вместе с тем в поведении детей младшего Ш. в. еще много игровых элементов, они не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена адаптация к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.
Особенности заболеваемости. Дети в школьном возрасте болеют реже, чем дети раннего возраста, что связано с развитием иммунитета и совершенствованием адаптационных механизмов. Кожа еще ранима, склонна к шелушению, ее интенсивное кровоснабжение способствует распространению инфекции. Высокая резорбтивная способность кожи может приводить к нежелательным последствиям при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (например, гормоны). Костно-мышечная система, хотя и достигает определенной степени развития, еще неуйсточива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развиваются нарушения осанки (Осанка), Сколиоз. В этом возрасте отмечается самая высокая частота травм (например, переломов костей), в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.
С развитием придаточных пазух носа увеличивается частота синуситов (гайморита и др.). Нередко наблюдаются аденоиды, возникают ангины. Часто у детей Ш. в. выявляются шумы сердца (преимущественно функционального характера). Повышается частота миокардита, ревматизма, нефрита, гастрита, дуоденита, язвенной болезни, холецистита.
Гигиена. Очень важно вырабатывать у детей гигиенические навыки, приучать к чистоплотности. Желательно выделить ребенку Ш. в. отдельную комнату или удобный уголок. Помещение, где находится ребенок, необходимо содержать в чистоте (ежедневно пол и предметы в комнате протирают влажной тряпкой), проветривать (зимой 3—4 раза в день по 10—15 мин, летом окна держат открытыми целый день). Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье (лучше из хлопчатобумажной ткани) регулярно меняют.
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним. Нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия (переутомление, расстройство нервной системы и др.). Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10—15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.
Необходимо правильно организовать рабочее место школьника. Мебель должна соответствовать его росту. Важно следить за положением ребенка во время занятий; чтобы при письме уменьшилась нагрузка на позвоночник, сидеть надо прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаясь грудью на стол, ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову держать с небольшим наклоном вперед, расстояние от глаз до стола 30—35 см. Стол для занятий ставят так, чтобы свет от окна падал слева; свет от настольной лампы (60 Вт) не должен падать в глаза. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Приготовление уроков начинают с письменных работ, а затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.
Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Детям 6 лет нужно спать не менее 12 ч (из них 2 ч днем), 7—9 лет — 10 ч, 10—12 лет — 91/2 ч, 13—15 лет — 9 ч.
Важна правильная организация отдыха школьников на воздухе. Необходимо, чтобы прогулки, игры на воздухе продолжались не менее 3 ч в день, половина этого времени должна приходиться на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, например кататься на коньках, лыжах следует не больше 11/2—2 ч, играть в футбол — не более 1 ч.
Особое внимание необходимо уделять организации режима дня детей 6-летнего возраста, посещающих школу. Ежедневная учебная нагрузка не должна превышать 4 уроков продолжительностью по 35 мин. Перерывы между уроками по 15—20 мин, после 2-го или 3-го урока устраивается 45-минутная прогулка на воздухе. Обязательны физкультпаузы по 2—3 мин в середине урока. После учебных занятии следует организовать 2-часовой дневной сон.
Питание. Потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергии — см. Питание. Из общей суточной энергетической потребности на белки должно приходиться 14%, жиры — 31%, углеводы — 55%. При этом доля белков животного происхождения в 6 лет должна составлять 65%, а у детей старше 6 лет — 50—60% от их общего количества; жиров растительного происхождения — 10—15% всех жиров; легкоусвояемых углеводов — не более 20% углеводного рациона. Суточная потребность в воде (включая воду, содержащуюся в пищевых продуктах) уменьшается с 90—100 мл/кг в 5 лет до 40—50 мл/кг в 18 лет. Следует придерживаться определенного режима питания с 4—5-разовым приемом пищи. Примерные часы приема пищи при 5-разовом питании: 1-й завтрак — 7 ч 30 мин, 2-й завтрак — 10—11 ч, обед — 13—14 ч, полдник — 16—17 ч, ужин — 19—20 ч. По калорийности на 1-й (домашний) завтрак должно приходиться 15%, 2-й (школьный) — 20%, обед — 35%, полдник — 10—15%, ужин — 20%. В группах продленного дня организуется 3-разовое питание, составляющее 65—70% суточной потребности в питательных веществах и энергии. Завтрак в школе должен состоять из горячего блюда и питья. Обед желателен из 4 блюд: запуска, 1-е, 2-е и 3-е блюда. В полдник обычно дают молоко и хлеб.
Каждое утро детям рекомендуется делать зарядку. Для детей младшего Ш. в. полезны подвижные игры, включающие элементы спортивных игр, эстафеты. В дальнейшем вводят гимнастические упражнения на равновесие, висы, упоры, лазанье, метание и т.д. Рекомендуются лыжный спорт, игра в баскетбол, волейбол и т.д. Степень допустимой физической нагрузки (в т.ч. возможность занятий тем или иным видом спорта) определяет врач в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и физической подготовленности.
С целью закаливания используют воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Закаливание лучше начинать с воздушных ванн, которые принимают в помещении в течение 1—2 нед. при температуре воздуха не ниже 16°, продолжительность их вначале 3—4 мин, затем ее увеличивают каждый день на 1 мин, доводя до 10 мин. Хорошо сочетать воздушные ванны с гимнастикой. Закаливающее действие оказывают прогулки и дневной сон на озелененном участке или на открытой веранде. В общей сложности дети должны быть на улице в холодное время года 2—5 ч, летом 10—12 ч ежедневно. В качестве закаливающих водных процедур рекомендуются умывания, обтирания и обливания ног и тела, душ, купание. Обтирание и обливание тела сначала проводят при 35°, через неделю температуру воды начинают снижать (каждые 1—2 дня на 1—2°) и доводят до 24—22°. Для обтираний и обливаний ног начальная температура воды 30°, через неделю ее начинают снижать (каждые 1—2 дня на 1—2°) и доводят до 16—14°. Закаливание водой проводят в помещении при комнатной температуре воздуха. После процедуры кожу вытирают насухо. Во всех случаях, когда приходится прекращать закаливание, а затем через 3—5 дней его возобновлять, вода должна быть на 2—3° теплее, чем при последней процедуре. Если водные процедуры не проводились более длительное время, их начинают вновь с исходной температуры. Температура воздуха при купании должна быть не ниже 22°, температура воды для детей до 10—12 лет — не ниже 20°.
Солнечные ванны рекомендуется принимать между 10 и 12 часами дня. Начинают их при температуре воздуха в тени не ниже 18°. Продолжительность первой ванны 2 мин; одну минуту ребенок лежит на спине, вторую на животе. Через день или два прибавляют по 2 мин на процедуру.
Диспансерное наблюдение. Дети Ш. в. должны ежегодно проходить профилактические медосмотры. Состав врачей-специалистов, участвующих в осмотрах, и объем дополнительных исследований определяются в соответствии с инструкциями по диспансеризации детского населения в городах и сельской местности. Так, в сельской местности учащиеся 1—8-х классов 1 раз в год осматриваются педиатром и стоматологом. Кроме того, учащихся 1, 3, 6 и 8-х классов дополнительно осматривает хирург. Осмотры другими специалистами проводятся по показаниям. Профилактические медосмотры предусматривают также проведение антропометрии, клинических анализов крови и мочи, гельминтологических исследований, определение остроты зрения, исследование слуха, измерение АД. При осмотрах обращают внимание на нервно-психическое и физическое развитие детей, состояние внутренних органов, костно-мышечной системы, зубов. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены на соблюдение гигиенического режима в школе и дома, организацию рационального питания, физического воспитания, лечение выявленных заболеваний.
Библиогр.: Детские болезни, под ред. П.Н. Гузенко, Киев, 1984; Детские болезни, под ред. Л.А. Исаевой, М., 1986; Детские болезни, под ред. А.Ф. Тура и др., М., 1985; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермаха и В.К. Вогана, пер. с англ., т. 1, М., 1987.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

Смотреть что такое "Школьный возраст" в других словарях:

  • Школьный возраст — Школьный возраст  определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп,… …   Википедия

  • ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — возраст, в котором ребенок по медицинским, психофизиологическим и иным показателям может посещать общеобразовательное учреждение (школу). Различают младший школьный возраст (6 9 лет); средний школьный возраст (10 14 лет); юношеский возраст (15 18 …   Профессиональное образование. Словарь

  • школьный возраст — mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 18 metų, kuriame intensyviai fiziškai ir dvasiškai bręsta jaunas žmogus. Mokyklinis amžius skaidomas į ↑jaunesnįjį, ↑vidutinį ir ↑vyresnįjį… …   Sporto terminų žodynas

  • Школьный возраст — Возраст с начала и до конца периода обучения в школе – с 6 до 17 лет. Подразделяется на младший (6–10 лет), средний (11–14) и старший (15–17 лет) возраст …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Школьный возраст — период жизни и развития детей, охватываемый временемобучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10 11 лет подразделяется на три возрастных этапа: младший школьныйвозраст (с 6 7 до 11 лет), подростковый возраст (с 11 …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития человека от 6 7 лет до 17 18 лет; подразделяется на младший Ш. в. от 6 7 лет до 11 лет, средний Ш. в. от 11 до 15 лет и старший Ш. в. от 15 до 17 18 лет …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • младший школьный возраст — Категория. Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IV классы) современной школе. Специфика. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Младший Школьный Возраст — период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность , в которой происходит усвоение …   Психологический словарь

  • Общение : онтогенез - младший школьный возраст — О. оказывает влияние на развитие психики ребенка в детском возрасте гл. обр. через реальный процесс взаимодействия со взрослым. Младший школьный возраст (М. ш. в.) особый среди детских возрастов. Его изучение всегда было связано не только с… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

Книги

Другие книги по запросу «Школьный возраст» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.