- Аудиометрия
-
I
Аудиометри́я (лат. audire слышать + греч. metreō мерить, измерять)
измерение и оценка различных показателей слуха человека. Наиболее важным показателем является острота слуха — минимальная интенсивность звука, которую способно воспринимать человеческое ухо; ее принято обозначать термином «порог слышимости».Современную А. проводят с помощью электронно-ламповых или транзисторных приборов — аудиометров. Для массовых амбулаторных обследований используют портативный переносной аудиометр с неполным диапазоном частот. На специальном бланке отмечается потеря слуха у обследуемого на каждой из переданных частот. В результате получают аудиограмму — аудиометрические кривые, отражающие воздушное (через наружный слуховой проход) и костное (непосредственно через плотные ткани черепа) проведение звуков. При нейросенсорной тугоухости, обусловленной поражением звуковоспринимающих образований внутреннего уха, эти аудиометрические кривые располагаются без интервала параллельно друг другу и имеют, как правило, нисходящую конфигурацию (рис., а). Если же в основе тугоухости лежит нарушение подвижности звукопроводящих структур среднего уха (например, при отосклерозе или среднем отите), аудиометрические кривые параллельны или почти параллельны друг другу, но всегда есть интервал между ними и отсутствует заметное снижение в области высоких частот (рис., б).Наряду с определением остроты слуха в клинических аудиометрах предусмотрены специальные устройства для оценки способности человека различать громкость звукового сигнала (надпороговая А.). Нарушение этой способности свидетельствует о патологии в чувствительных волосковых клетках спирального (кортиева) органа и является важным дополнительным методом аудиологической диагностики. Еще большее значение имеет речевая А., при которой больному предъявляют ряд специально отобранных слов, и он должен правильно повторить их. По результатам речевой А. судят о способности различать и понимать речь.Особое внимание уделяется исследованию слуха у детей раннего возраста, когда невозможно использовать обычную А. В таких случаях применяют так называемую объективную А., основанную на различных рефлекторных реакциях (например, сосательные движения, поворот головы или глаз в сторону источника звука и т.п.). Однако эти реакции быстро угасают, поэтому такая А. может использоваться лишь для массового ориентировочного обследования. У детей старше 2 лет возможна игровая А., основанная на наблюдении за поведением ребенка в процессе участия его в игре с озвученными игрушками.Более детальное объективное исследование слуха основано на регистрации электрических слуховых вызванных потенциалов с использованием сложной аппаратуры, оснащенной вычислительной техникой. Для широкой практики доступнее метод регистрации внутриушного акустического рефлекса с помощью импеданс-метра.Библиогр.: Тугоухость, под ред. Н, А. Преображенского, с. 9, М., 1978; Хечинашвили С.Н. Вопросы аудиологии, Тбилиси, 1978; Шидловская Т.В. Клинико-аудиологические взаимосвязи при заболеваниях периферического отдела звукового анализатора, Киев, 1985.Аудиограмма больных с нейросенсорной тугоухостью. По вертикали — степень потери слуха в децибелах (дБ), по горизонтали — частота передаваемого пациенту тона в герцах (Гц). Сплошная линия — кривая воздушного, а пунктирная — костного проведения звуков">Рис. а). Аудиограмма больных с нейросенсорной тугоухостью. По вертикали — степень потери слуха в децибелах (дБ), по горизонтали — частота передаваемого пациенту тона в герцах (Гц). Сплошная линия — кривая воздушного, а пунктирная — костного проведения звуков.Рис. б). Аудиограмма больных с кондуктивной тугоухостью. По вертикали — степень потери слуха в децибелах (дБ), по горизонтали — частота передаваемого пациенту тона в герцах (Гц). Сплошная линия — кривая воздушного, а пунктирная — костного проведения звуков.II Аудиометри́я (Аудио- + греч. metreō измерять, определять)1) (син. акуметрия) — измерение остроты слуха;2) (син. А. пороговая) — измерение порогов восприятия звуков с помощью аудиометра.Аудиометри́я по Бе́кеши — см. Бекеши аудиометрия.Аудиометри́я игрова́я — метод А. у детей, основанный на использовании игровых ситуаций, игрушек, картинок т. п.Аудиометри́я надпоро́говая — А. с использованием звуков, сила которых превышает пороги слышимости обследуемого.Аудиометри́я объекти́вная (син. А. рефлекторная) — А., при которой регистрация восприятия звука производится по объективным показателям (ориентировочная и кожно-гальваническая реакции, кохлеопальпебральный и кохлеопупиллярный рефлексы и др.).Аудиометри́я поро́говая — см. Аудиометрия.Аудиометри́я рефлекто́рная — см. Аудиометрия объективная.Аудиометри́я речева́я — метод А. с помощью магнитофона или аудиометра, воспроизводящего речь с заданной интенсивностью звука.Аудиометри́я тона́льная — метод А. с помощью аудиометра, генерирующего чистые тоны различной высоты и силы.Аудиометри́я шумова́я (син. Лангенбека метод аудиометрии) — А., проводимая в условиях дозированного широкополосного маскирующего шума («белого шума»).
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.