Автоматизированная система управления


Автоматизированная система управления
I Автоматизи́рованная систе́ма управле́ния (АСУ)
человеко-машинный комплекс, в котором выполнение установленных функций осуществляется совместно людьми и средствами электронно-вычислительной техники. Выделяют АСУ отраслями, предприятиями, отдельными процессами в области технологии и в непромышленной сфере. В медицине АСУ используются на уровнях медицинских учреждений — поликлиник, больниц, НИИ, а также непосредственно в работе врача. Внутри автоматизированных систем выделяют отдельный класс автоматизированных информационно-поисковых систем (Информационно-поисковая система). В АСУ первых поколений ЭВМ устанавливались и эксплуатировались в специально организованных вычислительных центрах. Разработка и широкое внедрение в практику персональных ЭВМ дали возможность предоставить такие ЭВМ самим пользователям — врачам, инженерам, экономистам. Создаются индивидуальные автоматизированные рабочие места — АРМ, оборудованные средствами ввода и вывода информации в ЭВМ и позволяющие эффективно работать с этой информацией. Современные автоматизированные системы представляют собой совокупность АРМ, связанных линиями связи (вычислительные сети). Например ЭВМ, объединенные в автоматизированные системы службы скорой помощи, образуют региональную сеть, а ЭВМ одного медицинского учреждения — учрежденческую. ЭВМ в сети могут быть объединены собственной линией связи, но могут использовать и обычные телефонные линии. Благодаря локальным сетям отдельные системы управления предприятий могут быть связаны с центральными системами обработки данных, что позволяет повысить оперативность обмена информацией между ними и, следовательно, поднять качество и эффективность принимаемых решений. Помимо вычислительного оборудования, качество работы АСУ определяется используемым программным обеспечением. Программное обеспечение подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее составляют программы, управляющие ходом вычислительного процесса, внешнее — программы для решения конкретных задач; их разработка составляет одну из основных работ, выполняемых при проектировании АСУ.
В АСУ используется значительная по объему информация, представленная как совокупность информационных массивов (файлов). Удобство пользования информацией обеспечивается применением интегрированных баз данных и систем управления ими (СУБД). База данных формируется в процессе создания АСУ, а СУБД, представляющая собой комплект программ, управляющих информацией в базе данных, выбирается из стандартных, имеющихся на рынке.
Разработку конкретной АСУ осуществляет коллектив разработчиков, включающий разных специалистов — системных аналитиков, программистов, специалистов по ЭВМ, а также конечных пользователей, т. е. специалистов тех областей, для которых разрабатывается АСУ.
Участие пользователей требуется начиная с разработки технического задания на АСУ — первого этапа работ по ее созданию. Именно пользователи (врачи, администрация медицинских учреждений и т.д.) должны совместно со специалистами по АСУ сформулировать четкие требования к разрабатываемой системе. Ввод АСУ в эксплуатацию обычно осуществляется постепенно по мере окончания работ над отдельными задачами; при этом соблюдаются определенные порядок и последовательность. Сначала разрабатывается содержательная постановка проблемы, дается формальное описание поставленной задачи (строится ее математическая модель). Модели и моделирование позволяют находить оптимальное или наиболее рациональное из всех возможных решений.
Современное развитие вычислительной техники обеспечивает возможность принципиально новой информационной технологии, базирующейся на безбумажном получении, обработке, хранении и обмене информацией. При подобной технологии вся информация хранится в памяти ЭВМ, а доступ к данным, их изменение и обновление осуществляются по вычислительным сетям. Каждый пользователь на собственном АРМ может осуществлять ввод информации с помощью клавиатуры дисплея, а также получать итоговые данные в печатном виде.
Разработан ряд автоматизированных систем контроля и слежения за здоровьем населения. В качестве примера можно привести систему АСКИС, которая обеспечивает возможность доврачебного сбора данных о состоянии здоровья населения, выдачи рекомендаций участковому врачу для проведения индивидуальных медицинских обследований, а также обследуемым лицам о мерах профилактики, которые могут снизить влияние факторов риска; последующее активное наблюдение за ходом проведения обследований и лечения. С помощью подобных систем можно проводить опросы и без врача (с помощью анкет). Собранная информация составляет исходную базу данных в памяти ЭВМ (рис. 1—4).
Ввод исходной информации можно обеспечить и в диалоговом режиме путем непосредственного общения обследуемого с ЭВМ. В этом случае пациент отвечает на вопросы, высвечиваемые на экране дисплея. Опрос одного пациента обычно занимает 15—20 мин. Врач в зависимости от результатов такого опроса может менять тактику обследования непосредственно в ходе диалога; немедленно по окончании диалога машина может выдать рекомендации врачу. Окончательные решения принимает врач на основании рекомендаций, вырабатываемых ЭВМ; врач может отвергнуть предложение машины, либо принять его, возможно, с некоторой корректировкой. Все решения и назначения врача фиксируются, вводятся в базу данных и контролируются автоматизированной системой. Современные системы позволяют одновременно опрашивать несколько пациентов. Практика показала, что при диалоговом режиме обследования достоверность ответов по сравнению с обычным анкетированием повышается.
В современных медицинских центрах постоянно возрастают требования к объему информации о больном, качеству ее обработки и анализа, что нередко вступает в противоречие с реальными возможностями хранения и обработки информации. Имеются данные, что в традиционных («ручных») историях болезней содержится не более 20—25% необходимой информации о больном. Часть информации хранится в архивах, распределена в различных лечебных подразделениях. Поиск и сопоставление таких данных требуют значительного времени. Автоматизация составления и ведения историй болезни позволяет эффективно решить эту проблему. Диалоговый режим работы создает возможность для медперсонала производить ввод и вывод информации о больном непосредственно с рабочих мест врачей, лаборантов, медсестер — из отделений, лабораторий, операционных и т.п. При этом лица, которым предоставлено право санкционированного доступа, имеют возможность корректировать записи в историях болезней, вносить в них необходимые изменения и дополнения. Так, в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева все истории болезни хранятся на магнитных дисках в памяти ЭВМ. На дисках хранится также текущая информация, собранная за определенный период времени, а вся архивная информация хранится на магнитных лентах. Обработка данных историй болезней связана с автоматизированным расчетом ряда показателей по заложенным в память машины алгоритмам. Любая информация из истории болезни может быть быстро найдена и выведена на экран дисплея, с возможностью распечатки необходимого количества копий.
В медицинских учреждениях стали появляться и автоматизированные психодиагностические комплексы. Подобные комплексы связаны с дальнейшим развитием использования ЭВМ в медицине — созданием экспертных систем (см. Кибернетика). Система выполняет тестирование (опрос больных в соответствии с определенной процедурой) и на основе обработки данных опроса выдает врачу (на экран дисплея или в печатной форме) возможные диагнозы и прогноз состояния на определенный отрезок времени. Такие системы используются и для профессионального отбора кандидатов на ту или иную работу.
Библиогр.: Авен О.И. Что же такое АСУ? Автоматизация административного управления, М., 1984, библиогр.; Бураковский В.И. и др. Компьютеризованная история болезни кардиохирургического профиля, Вести. АМН СССР, № 2, с. 8, 1986, библиогр.; Количественные методы в медицине и здравоохранении и их компьютерная реализация, под ред. А.М. Петровского и В.Н. Новосельцева, М., 1987.
Рис. 1. Визитная карточка системы на экране дисплея
Рис. 1. Визитная карточка системы на экране дисплея.
Рис. 3. Магнитные диски, в которых хранится информация о результатах исследования
Рис. 3. Магнитные диски, в которых хранится информация о результатах исследования.
Рис. 4. Пульт автоматизированной системы обеспечения решений врача, предназначенный для дистанционного наблюдения за состоянием больных и получения информации, требующей принятия оперативного решения
Рис. 4. Пульт автоматизированной системы обеспечения решений врача, предназначенный для дистанционного наблюдения за состоянием больных и получения информации, требующей принятия оперативного решения.
Рис. 2. Диалог обследуемой с ЭВМ («Искра — 226»), включающей внешнее <a href=запоминающее устройство (1), дисплей с клавиатурой (2), печатающее устройство (3)">
Рис. 2. Диалог обследуемой с ЭВМ («Искра — 226»), включающей внешнее запоминающее устройство (1), дисплей с клавиатурой (2), печатающее устройство (3).
II Автоматизи́рованная систе́ма управле́ния (АСУ)
система принятия решений по управлению сложным объектом, основанная на применении математических методов и технических средств автоматической обработки информации при активном участии человека в процессе управления; разрабатываются и внедряются для системы органов здравоохранения и медицинских учреждений; следует отличать от системы автоматического управления (САУ), в которой человек выполняет только контрольные функции.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

Смотреть что такое "Автоматизированная система управления" в других словарях:

  • Автоматизированная система управления — или АСУ  комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике,… …   Википедия

  • автоматизированная система управления — автоматизированная система, управляющая АСУ Управляющая система, часть функций которой, главным образом функцию принятия решений, выполняет человек оператор. Примечание В зависимости от объектов управления различают, например: АСУ П, когда… …   Справочник технического переводчика

  • Автоматизированная система управления — совокупность математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом или процессом в соответствии с заданной целью. В составе АСУ выделяют: основную часть, в которую входят …   Финансовый словарь

  • Автоматизированная система управления —         (АСУ) (a. automated control system; н. automatisiertes Steuerungssystem; ф. systeme automatise de commande; и. sistema automatizado de control) совокупность экономико матем. методов, техн. средств (ЭВМ, устройств отображения информации,… …   Геологическая энциклопедия

  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — (АСУ) совокупность математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т. д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — англ. system of management, automated; нем. Автономия Leitungssystem, automatisiertes. Совокупность экон. автоматических методов, техн. средств (ЭВМ, средства связи, устройства отображения информации и т. д.) и организационных комплексов,… …   Энциклопедия социологии

  • Автоматизированная система управления — (АСУ) комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия;... Источник: Приказ Ростехнадзора от 01.12.2011 N 678 Об утверждении Положения об …   Официальная терминология

  • автоматизированная система управления — 3.2 автоматизированная система управления: Совокупность математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом или процессом в соответствии с заданной целью. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Автоматизированная Система Управления — (АСУ), совокупность математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т. д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с… …   Энциклопедический словарь

  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — (АСУ) в агропромышленном комплексе, человеко машинная система, предназначенная для управления отраслями, подотраслями, предприятиями и орг циями АПК на основе автоматич. обработки данных с использованием экономико математич. методов и моделей,… …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • автоматизированная система управления — (АСУ) в агропромышленном комплексе, человеко машинная система, предназначенная для управления отраслями, подотраслями, предприятиями и организациями АПК на основе автоматической обработки данных с использованием экономико математических методов и …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Автоматизированная система управления» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.