Брентано


Брентано
Брентано

       
БРЕНТАНО Клеменс (Clemens Brentano, 1778–1842) — наиболее яркий и значительный представитель второго поколения немецких романтиков (см. Немецкая литература). Уже в годы юности, находясь еще всецело под обаянием иенских романтиков (см. Романтизм), Б. претворяет полученные от них художественные формы. Правда, герои его романа «Godwi» (1801–1802) и комедии «Ponce de Leon» (1804) напоминает героев Тика (см.), но уже в «Godwi» он пародийно разрушает форму иенских романтиков; вместе с тем Брентано вводит новый, неизвестный последним, мотив любви-муки, «радости-страдания». Эта тема поруганной любви, любви к падшей женщине, находит себе выражение в ряде баллад; некоторые из них («Treulieb», «Lieb Mädel») принадлежат к лучшим произведениям немецкой лирики; на ту же тему написана и трагедия «Aloys und lsnelde» (1811); мотив «радости-муки» объективируется в опере «Die lustigen Musikanten», с центральной трагической песней «веселых» музыкантов; внутренняя антитетичность темы отражается стилистически в pointe’ах конца. Она связана с личным переживанием — с любовью Б. к Софии Меро (1761–1806), его первой жене. На оформлении этой темы заметно влияние народной песни, техникой к-рой Б. овладел еще до издания «Des Knaben Wunderhorn» (о последнем см. Арним). Наряду с метром, влияние народной песни сказывается особенно на выборе цветовых эпитетов у Б.; к приему синкретизма ощущений, типичному для старшей романтики, Б. прибегает только пародийно, как напр. в «Чудесной истории часовщика Богс», написанной в сотрудничестве с Герресом (1807). Сатира против филистерства дана здесь не в чистом виде, как в позднейшем quasi-научном трактате «Die Philister vor, in und nach der Geschichte» (1811), а с романтическими видениями, выражающими новый мотив губительного соблазна красоты, любви к Лорелее. Мотивы соблазна, покаяния и отречения от мира являются темой новых поэтических произведений, порой соединяясь и обостряя тему — «радости-страдания». Брентано долгие годы скитался по Германии (1806–1816) и в художественном отношении это было далеко не бесплодно. Национально-историческое направление, любовь к идеализованному средневековью с его «смиренной простодушной верой» находит себе выражение в «Aus der Chronika eines fahrenden Schülers» (1818); в архаизированном наивном сказе этой повести Б. сумел обуздать свое причудливое воображение. В одном реалистическом тоне выдержана бытовая новелла «Geschichte vom braven Kasperl und vom schönen Annerl» (1817); введение жутких народных поверий о жаждущем крови мече палача мотивировано здесь личностью рассказчицы — старухи-крестьянки. Зато причудливая фантазия Б., яркость экзотики, безумная веселость его юмора раскрываются в новелле «Die mehreren Wehmüller und ungarische Nationalgesichter» (1817). Наконец в своих сказках (1805–1811) Б. дает образцы иронической фантастики, невозможной и в то же время логически последовательной, к-рой соответствует виртуозность сказа, доведенного до звукописания почти каждого изображаемого предмета. Мотив отречения звучит однако все яснее в творчестве поэта; он становится основным в «Romanzen vom Rosenkranz», где путем отречения искупают грех земной жизни три девы — три символических розы: белая земная, алая небесная и золотая роза искусства; здесь Б. предает проклятию, в лице чернокнижника Апоне, идеологию романтизма, философию Шеллинга и Шлегеля (см.). Еще один шаг — отказ от личного счастья, от любви к Луизе Гензель (1817), переносит тему отречения из поэзии в жизнь Б. В Дюльмене, вернувшись к католичеству, поэт записывает «откровения», ясновидящей монахини Екатерины Эммерих (1818–1823); его поэзия подчиняется задачам католической пропаганды.

Библиография:

I. Полное собр. сочин. Под редакцией Schüddekopf K., в 18 тт., München, 1910; Избр. сочин. издавались много раз; первое собр. сочин. изд. Brentano Christ., 9 тт., Frankfurt a/M., 1852–1855; отдельные произв. издавались Görres’ом, Prietz, Amiung и др.
       

II. Помимо общих трудов по романтике: Жирмунский В., Религиозное отречение в истории романтизма, П., 1919; Diel J. B., C. B., 2 Bde, Freiburg, 1877; Steig R., Achim v. Arnim und C. B., Stuttgart, 1894; Kerr A., Godwi, Berlin, 1898; Roethe G., B.’s Ponce de Leon, Berlin, 1901; Schellborg W., Untersuchung des Märchens «Gockel, Hinkel und Gackeleia», Münst., 1903; Amelung H., Briefwechsel zwischen B. und Sophie Mereau, 2 Bde Lpz., 1908; Schubert K., B.’s weltliche Lyrik, Breslau, 1910; Steig R., B. und die Brüder Grimm, Stuttgart, 1914.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Брентано" в других словарях:

  • БРЕНТАНО — (Brentano) Франц (1838 1917) нем. и австр. философ. Преподавал философию в Вюрцбургском (1866 1873) и Венском (1874 1894) ун тах. С 1864 католический священник, в 1873 в связи с полемикой вокруг догмата о непогрешимости Папы сложил с себя… …   Философская энциклопедия

  • Брентано — Брентано, Луйо (род. в 1844 г.) известный немецкий экономист. В 1872 г. был профессором экономических наук в Бреславле, позднее занимал кафедру политической экономии в Страсбургском, Венском, Лейпцигском и с 1891 г. в Мюнхенском университетах.… …   1000 биографий

  • БРЕНТАНО — (Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838 1917) австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и… …   История Философии: Энциклопедия

  • Брентано — (Людвиг Иосиф, обыкновенно наз. Lujo Brentano) политико эконом, род. 18 дек. 1844 г. в Ашафенбурге, гимназию посещал вАугсбурге и Ашафенбурге и в 1861 г. отправился в Дублин, где в течениегода слушал лекции при университете; затем посвятил себя… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • БРЕНТАНО — (Brentano) Луйо (1844 1931), немецкий экономист. Предлагал разрешать социальные конфликты между рабочими и предпринимателями путем организации профсоюзов и использования фабричного законодательства …   Современная энциклопедия

  • БРЕНТАНО — (Brentano) Франц (1838 1917) австрийский философ. Профессор философии Вюрцбургского (1866 1873) и Венского (1874 1894) университетов. За сомнения в вере в 1873 отлучен от католической церкви, лишен духовного сана; в 1880 исключен из профессуры.… …   Новейший философский словарь

  • Брентано Ф. — Франц Брентано Франц Брентано (Franz Brentano) (16 января 1838, Мариенберг  17 марта 1917, Цюрих)  австрийский философ и психолог, провозвестник феноменологии и некоторых идей аналитической философии. Изучал философию и теологию, некоторое время… …   Википедия

  • Брентано — Брентано (итал. Brentano)  фамилия итальянского происхождения. Известные носители: Брентано, Клеменс (1778 1842)  немецкий писатель и поэт. Брентано, Беттина (1785 1859)  немецкая писательница, сестра Клеменса Брентано,… …   Википедия

  • БРЕНТАНО — (Brentano), Луйо (18.XII.1844 9.IX.1931) нем. экономист, один из гл. представителей апологетич. бурж. либерального течения катедер социализма, возникшего в Германии во 2 й пол. 19 в. В 1872 1917 проф. ун тов в Бреслау, Страсбурге, Вене, Лейпциге …   Советская историческая энциклопедия

  • Брентано — I Брентано (Brentano)         Клеменс (8.9.1778 28.7.1842), немецкий писатель. Сын итальянского купца. Вместе с Л.А. Арнимом составил сборник немецких народных сказок и песен «Волшебный рог мальчика» (1806 08). Автор баллад и рассказов в народном …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Брентано» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.