- Боборыкин
- Боборыкин
-
БОБОРЫКИН Петр Дмитриевич (1836–1922) — известный беллетрист. Сын крупного помещика Тамбовской г. Будучи студентом Дерптского университета, Б. увлекается зап.-европейской и русской литературой. Это и предопределяет его как будущего писателя. Началом литературной деятельности Б. следует считать комедию «Однодворец», напечатанную в журнале «Библиотека для чтения» за 1860.
Получивши в конце 1861 наследство от деда, Б. через два года после этого стал во главе «Библиотеки для чтения» — журнал, к-рый до 50-х гг. редактировал Сенковский, а последнее время Писемский. Журнал этот и под редакцией Б. не имел ярко выраженного направления, но все же в нем печатались молодые тогда — Глеб Успенский, Левитов, П. Лавров и начинавший свою литературную деятельность П. Ткачев. «Библиотека для чтения» при издательстве и редакторстве Б. просуществовала недолго. Журнал шел вразрез с настроением умов того времени, и в 1865 его пришлось прекратить. Этому неудачному предприятию Б. обязан своими большими долгами.
По своему всестороннему развитию, интересу к различным областям знания — юридическим наукам, естествознанию, истории, философии, истории искусства, — Б., свободно говоривший на многих языках, был одним из самых широко-образованных беллетристов в русской литературе. Но его удельный вес как романиста нисколько не определялся этими знаниями. От начала до конца своего долгого литературного пути Б. оставался писателем, схватывающим явления жизни поверхностно, почти никогда не поражая глубиной. Вот почему его произведения никогда не перечитывались и часто забывались после прочтения. Стремясь отобразить жизнь различных групп русской интеллигенции и даже целых общественных слоев, Б. временами дает ряд интересных глав и страниц, но они часто тонут в обилии ненужных вводных побочных эпизодов, загромождающих сюжетное развитие основного замысла. Помимо этой особенности, многие произведения Боборыкина характерны тем, что он доводил описание какого-либо предмета до обилия подробностей, утомляющих внимание. Язык Б. как в диалогах, так и в повествовательных отступлениях часто пересыпан своеобразными заковыченными словечками, к-рые щедро изобретал писатель. Но все же из всей огромной литературой продукции Б., написавшего более ста томов, можно извлечь лишь несколько произведений, в к-рых писатель сравнительно более удачно как беллетрист изобразил то или иное явление общественной жизни нашего прошлого. В своей книге «Европейский роман в XIX столетии» Б. высоко ставит романы Бальзака и Золя, мечтая и сам быть достойным последователем последнего. Временами Б. поднимается на подлинно-художественную высоту в своих описаниях явлений большого социального смысла. К таким его счастливым достижениям нужно отнести вступительные главы к роману «Китай-город», где дана красочная картина торговой Москвы 80-х гг., полная жизни и движения.
Первый период литературой деятельности Б. относится к 60–70-м гг., когда определился путь капиталистического развития страны. Первым его большим произведением был роман «В путь-дорогу», где имеются страницы автобиографического характера. Наиболее значительным романом первого периода творчества Б. является роман «Жертва вечерняя», где писатель выступает интересным разоблачителем дворянской аристократии. В романе «Дельцы» (1872), появившемся одновременно с очерками Салтыкова-Щедрина «Дневник провинциала в Петербурге», Б. изображает эпоху «грюндерства», когда люди привилегированной касты добывали права на железнодорожные концессии и создание дутых промышленных предприятий.
Являясь бывшим помещиком, пришедшим к свободной профессии литератора, Б. идеологически был представителем умеренного либерализма, свойственного передовой части пореформенного дворянства и европеизированной буржуазии конца 80-х и последующих гг. С начала 80-х гг. Б. пишет ряд романов, в к-рых стремится изобразить сдвиги в развитии общественных классов страны и смены идеологических вех интеллигенции. Роман «Китай-город» был первым значительным произведением писателя. В этом романе Боборыкин изображает жизнь московской просвещенной буржуазии конца 70-х и начала 80-х гг., отличную от героев «темного царства» первых пьес Островского. Роман Б. начинается с интересного изображения быта торговой Москвы и ряда персонажей новой буржуазии, но к сожалению чем дальше, тем больше этот объемистый роман перегружается ненужными эпизодами и вводными подробностями, ослабляющими внимание читателя.
В дальнейших произведениях 80-х гг. Б. показывает, как вслед за реакцией политической нарастают реакционные настроения в интеллигенции, связанные с упадком интереса к вопросам общественного характера. Этому посвящены романы: «Из новых» (1887) и «На ущербе». В последнем на смену идеалистам-отцам приходит беспринципная молодежь. Написанная в это же время повесть «Поумнел» была в свое время сочувственно встречена литературой критикой. Это одно из значительных произведений писателя, где во весь рост дана фигура преуспевающего карьериста-пошляка. Но временами идеология либерала самой откровенной буржуазной формации дает себя чувствовать в творчестве Б. Это особенно сказывается на одном из интересных его романов «Василий Теркин» (1892). Фабрикант Василий Теркин, вышедший из недр крестьянства, изображен Б. в весьма розовых красках, с налетом идеализации. Зато в последующем романе «Перевал», подчиняясь веянию времени, Б. дал московского фабриканта Кумачева в общем со стороны отрицательной. В 90-е гг., когда споры марксистов с народниками были в самом разгаре, Б. выпускает роман «По-другому», где изображает старого народника и молодого марксиста. Но причина принципиальных разногласий борющихся идеологических групп показана Б. в таком путаном виде, что Вера Засулич в своей статье, посвященной этому роману, назвала его просто «плохой выдумкой». В 1898 Б. написал роман «Тяга», из жизни рабочих-ткачей центральной полосы. Картина фабричной жизни показана Б. чисто внешне и поверхностно, но все же ему удался тип пожилого рабочего Ивана Прокофьевича, по своему психологическому облику напоминающего рабочих-гапоновцев эпохи кануна 9-го января. Отчасти интересно схвачен представитель рабочей аристократии — рисовальщик Меньшов. Но более интересная разновидность этого персонажа — ткач Бобров, скрытый вдохновитель грядущей забастовки, дан в виде бледного эскиза: образ пролетария-борца был уже не в средствах Боборыкина как писателя иной социальной формации.
После революции 1905 Б. продолжает еще выпускать почти ежегодно по одному произведению, но интерес к нему как к писателю уже окончательно падает. Бессилие изобразительных средств особенно дает себя чувствовать в тех произведениях, где Б. вплотную подходит к проблеме революции. К таким его весьма слабым произведениям принадлежит, напр., роман «Великая разлука» (1908). После Октябрьской революции Б. доживал годы своей глубокой старости за границей, где написал несколько любопытных очерков-мемуаров. В русской литературе Б. остается прежде всего выразителем интересов и настроений просвещенной буржуазии и связанной с ней либерально-народнической интеллигенции различных оттенков.Библиография:
I. Б. П., Собр. сочин., 12 тт., СПБ., 1885–1887. Дополнение к этому изд. — Собрание романов, повестей и рассказов, 12 тт., СПБ., 1897. Кроме того: По-другому, «Вестн. Европы», кн. 1–4, 1897; Тяга, там же, кн. 1–5, 1898; Куда итти, там же, кн. 1–4, 1899; Жестокие, «Русск. мысль», кн. 1–6, 1901; Исповедники, «Вестн. Европы», кн. 1–4, 1902; Высшая школа, «Русск. мысль», кн. 1–3, 1903; Изгои, там же, кн. 1–2, 1905; Разлад, там же, кн. 1–5, 1904; Упразднители, там же кн. 11, 1904; Карты на стол, «Вестн. Европы», кн. 1–2. 1906; Больные родиной, «Русск. мысль», кн. 1–2, 1907; Великая разруха, Семейная хроника, М., 1908; Побежденных не судят, «Вестн. Европы», 1910; Прорыв в вечность, там же, 1911; Обмирщение, М., 1912; и др. После революции 1917: Одна душа, М., 1918; Кто я, Исповедь профессиональной женщины, «Общее дело», Париж, 1920. Кроме того: Европейский роман в XIX столетии, СПБ., 1900; Вечный город, Итоги пережитого, М., 1903; Столицы мира, М., 1911; От Герцена до Толстого, Воспоминания, журн. «Грядущая Россия».
II. Венгеров С. А., Критико-биограф. словарь, т. IV, СПБ., 1889; Протопопов М., Беллетрист-публицист, «Русск. мысль», кн. 11, 1892; Засулич В., Сб. статей т. II, ст. Плохая выдумка, СПБ., 1907; Кранихфельд М., П. Б., «Совр. мир», кн. 4, 1910; Овсянико-Куликовский Д., П. Б., «Ист. русск. литературы XIX в.», т. V, М., 1911; Горнфельд А., П. Б., «Летоп. Дома лит.», № I, 1921; Овсянико-Куликовский Д., История русской интеллигенции, Собр. сочин., тт. VIII, IX, М., 1924; Кубиков И., Рабочий класс в русской литературе, изд. 4-е, М. — Л., 1928 (гл. XII о ром. Б. «Тяга»).
III. Владиславлев И. В., Русск. писатели, Л., 1924; Мандельштам Р. С., Худож. литература в оценке русск. марксистск. критики, М., 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Боборы́кин
-
Пётр Дмитриевич (1836, Нижний Новгород – 1921, Лугано, Швейцария), русский прозаик, почётный академик Петербургской АН. В молодости занимался естественными науками, учился на химическом и медицинском ф-тах Дерптского ун-та. В 1863 г. приобрёл право на издание известного журнала «Библиотека для чтения», однако финансовые затруднения заставили в 1865 г. прекратить выпуск журнала. Большую роль в жизни Боборыкина сыграло длительное пребывание в Европе в кон. 1860 – нач. 1870-х гг. Во время заграничной поездки он слушал лекции в крупнейших университетах, познакомился с известными писателями, учёными, людьми искусства. В те годы он испытал сильное влияние философии позитивизма, наиболее известными представителями которой были О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер, И. Тэн и др. В литературе особенно близка ему оказалась практика французского натурализма, и в первую очередь творчество Э. Золя. Благодаря этому Боборыкин на долгие годы станет едва ли не главным пропагандистом «золаизма» как в собственных романах, так и в теоретических работах. Одна из главных особенностей зрелой творческой манеры Боборыкина – стремление к сюжетной злободневности, насыщенность бытовыми подробностями, преобладание описательности. Среди тем, к которым он обращается в те годы, – нарождение рус. буржуазии (романы «Дельцы», 1872—73; «Василий Тёркин», 1892), искания передовой интеллигенции (роман «На ущербе», 1890). Широкая панорама купеческой жизни современной писателю Москвы представлена в одном из наиболее известных его романов «Китай-город» (1882). В ряде произведений Боборыкин затрагивает идейную атмосферу 1870—90-х гг., споры между народниками и марксистами (роман «По-другому», 1897). Собственный опыт, накопленный Боборыкиным в романном жанре, а также постоянный интерес к современной европейской литературе побуждают его в конце творческого пути выступить с рядом теоретических исследований на эту тему: «Европейский роман в 19 столетии» (1900), «Методы изучения романа» (1894), «Эволюция русского романа» (1902) и ряд др.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.