Агада

Агада
Агада

       
АГАДА (Agada или Hagada) — большая область талмудической литературы, содержащая афоризмы и поучения религиозно-этического характера, исторические предания и легенды, долженствующие облегчить применение «кодекса законов», так наз. «галахи», — смягчать суровое действие религиозного закона. Возникновение А. относится ко II в. до христ. эры (кн. Юбилеев). При своем возникновении А. была устной, но затем устный А. материал собирался и записывался. А. представлена в виде целого ряда различных «мидрашей» (от darasch — изучать), снабжавших библейский текст обширными комментариями и толкованиями. А. противопоставляется «галахе», но по существу связь между ними органическая: одна дополняет и обосновывает другую. «Галаха» стремилась дисциплинировать народную жизнь путем теоретически разработанного ритуала, А. же только пропагандировала, истолковывала писание и зачастую в весьма привлекательной поэтической форме. Обычными жанрами агадистов были: притчи, параболы, басни, аллегорические и гиперболические рассказы. С большой любовью и часто с большим мастерством агадисты применяли символические формы повествования, культивировали монолог и диалог. В своей критике событий они проявляли нередко большую смелость суждения, не щадили ни пророков, ни патриархов, ни даже самого законодателя Моисея и не стеснялись вводить в свои диалоги в качестве равноправного собеседника и самого бога. Несмотря на обилие противоречий в изречениях и афоризмах разных агадистов, творчество их отражало в общем недовольство народных масс установленными религией законами, религиозное вольнодумство, стремление к обновлению религии как в этическом, так и в эстетическом отношениях; нередко это вольнодумство граничило с атеизмом, и тут-то неумолимая «галаха» пресекала процесс освобождения от религиозных норм. В течение многих веков А. была для народных масс весьма популярной и единственной формой духовного общения: трибуной, эстрадой, мистерией, сатирой, хвалебным гимном и колыбельным напевом. А. давала характеристики общественной среды и отдельных ее представителей, символы аскетизма, вероотступничества и богоборчества, художественно реалистические картины быта, проникнутые освежающим юмором. Ее художественная повествовательность моментами принимала характер трагического эпоса, особенно на фоне богоборчества. Эти моменты ярко запечатлелись в прекрасной легенде о смерти Моисея, к-рый на закате своей жизни борется за бессмертие, не приемлет смерти; он спорит и борется с богом в самую последнюю минуту жизни. Такова художественная правда А., придерживающейся пессимистического взгляда на человека, хотя по своим философским тенденциям она считает веру в бессмертие и радужное будущее руководящим принципом в жизни человека.
               Вся еврейская литература пронизана элементами А. Мы встречаем их в абстрагированной форме у Бялика (см.) в его поэме «Свиток о пламени». Своеобразно преломлялась А. в еврейском фольклоре и в литературе на еврейском языке (идиш). Они являют определенную тенденцию низводить библейско-агадические образы с «синайских высот» на реальную почву, в самую гущу повседневного быта. В фольклоре это снижение библейско-агадических образов мы встречаем в так наз. «пурим-шпил» — юмористических и сатирических пьесках, которые примитивно разыгрывали в праздник «пурим». В уста библейских персонажей часто вкладывались едкие характеристики местечковых общественных заправил, «ново-испеченных буржуа», эксплоататоров нищеты... В «пурим-шпил» агадическое начало потеряло свой религиозный характер; более того, в некоторых вариантах этих произведений еврейского фольклора мотивы А. использованы в антирелигиозном смысле.
               В еврейской художественной литературе библейско-агадические образы значительно интимизированы. У Менделе Мойхер-Сфорим (Ш. Абрамовича) (см.) сказывается влияние Агады как притчи и параболы, особенно в его «Кляче». У Шолом-Алейхема (см.) юмор в значительной степени питается игривыми талмудическими изречениями, библейскими афоризмами житейской мудрости, к-рыми его экспансивные персонажи как бы музыкально сопровождают каждый свой жест; особенно заметна эта «агадическая» черта в его «Тевье молочник» (Тевье дер милхикер). Шолом Аш (см.) создал в своем произведении «Шлойме ногид» тип благодетельного местечкового богатея по образу и подобию одного из предков-патриархов и вообще часто придает своим бытовым персонажам характерные свойства библейских фигур. Наиболее полно воплотил агадическое начало И. Л. Перец (см.) в своих «Folkstimliche Geschichten» (Из уст народа): — он как бы осуществил самую потаенную идею А. — преодоление национальной косности и исключительности, столь поощряемых «галахой», и стремление к универсализму.

Библиография:
Легенды и изречения А. собраны и изданы Х. Н. Бяликом и И. Х. Равницким на древнееврейском и еврейском яз. Есть русский перев. С. Г. Фруга (Берлин, изд. С. Д. Зельцмана). Наиболее полные указатели А. литры: Перла, Ozar leschon chachamim, Варшава, 1900; Himan, Bet Waad Lachachamim, 1902; основн. труды: Фин и Каценеленбоген, Мировоззрение талмудистов, тт. I-III, СПБ., 1874–1876; Bacher A., Der Tanaiten, I-II Bde., Strassburg, 1884–1892; Его же, A. d. babylon. Amoräer, 1878 и A. d. palästin. Amoräer, 3 тт., 1892–1899; Weiss, Dor wedorschow, тт. I-III.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Агада" в других словарях:

  • Агада — У этого термина существуют и другие значения, см. Агада (значения). Не следует путать с Пасхальная Хаггада. Агада ( арамейский אַגָּדָה, «повествование») большая область талмудической литературы (Устного Закона), содержащая афоризмы и поучения… …   Википедия

  • АГАДА — (ар.). Повествовательная часть талмуда. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АГАДА 1) повествовательная часть Талмуда; 2) духовой музыкальн. инстр. в Абиссинии и Египте, подобие нашего кларнета. Полный… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • агада — сущ., кол во синонимов: 3 • инструмент (541) • комментарий (27) • рассуждение (39) …   Словарь синонимов

  • АГАДА — (Аггада), часть раввинистической литературы, в основном Талмуда. Слово происходит от еврейского глагола aггед ( рассказывать ). Если Галаха (законодательной части Талмуда) представляет собой исключительно свод религиозно правовых норм еврейской… …   Энциклопедия Кольера

  • Агада —    см. ст. Галаха и Агада …   Энциклопедия иудаизма

  • АГАДА — Агадá [Аггада, Хагада, Хаггада; евр. повествование, сказ, букв. говорение], в иудаизме части раввинистической лит ры, к рые не относятся к галахе (религиозно юридическим нормам). А. весьма разнообразна по своему составу: древние легенды и… …   Православная энциклопедия

  • Агада (значения) — Аггада область талмудической литературы Агада село, Гунибский район Дагестана …   Википедия

  • Агада — гомилетическая и повествовательная часть Талмуда в противоположность галахе, составляющей догматическую и юридическую его часть (см. сл. Талмуд) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Агада —     (Евр.) Название, данное частям Талмуда легендарного происхождения. (у.у.у.) Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • АГАДА — (др. евр. рассказ) в Талмуде назидательные комментарии к отд. законоположениям Галахи, изложенные в виде басни, притчи, анекдота, изречения. Существуя сначала (с 5 в. до н. э.) в устной передаче, А. была записана и включена в Талмуд в 3 5 вв. н.… …   Атеистический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»