Свободные стихи


Свободные стихи
Свободные стихи
СВОБОДНЫЕ СТИХИ — стихи, образуемые сочетанием произвольных стоп в произвольном количестве (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). Свободные в смысле несвязанности своей каким-нибудь определенным метром или какой-либо определенной интонационно-звучальной направленностью — свободные стихи должны, однако, подчиняться известным нормам, чтобы оставаться стихами.
В ряду этих норм следует, прежде всего, поставить ритм. Понимаемый, как некоторая равнодействующая, получающаяся в результате сложения отдельных ритмических составных известного произведения, написанного свободными стихами, — ритм такого произведения в целом есть нечто вполне конкретное. Действительно, являясь одним из видов мерной речи, — стоящей, правда, на границе последней с речью немерной, — свободные стихи не могут не иметь более или менее ярко выраженных элементов известных метров. Пусть и сломанные и представленные только осколками, пусть и служащие лишь схематическим фоном — метры привносят в свободный стих некоторую определенность и свои ритмические направленности. В связи же с этим создается известная основа, на которой и появляются разно направленные ритмические отложения. С другой стороны, разрушение метрического костяка не происходит в свободном стихе совершенно произвольно, ибо в противном случае стих не мог бы оставаться стихом. Это разрушение может происходить, например, так. Представим себе, что в каких-нибудь метрически правильных стихах — например, Тютчевских: «Не то, что мните вы природа, Не слепок, не бездушный лик» — мы сделаем ритмико-логическое ударение на словах: «Природа... не слепок... не бездушный». Мы вырываем, таким образом, эти слова из некоторого метрического ряда и создаем новый ряд, носящий отпечаток того, к которому они принадлежали ранее, но могущий войти в совсем иную ритмическую схему. Свободный стих может точно так же разрушать метрический костяк предносящегося поэту ритма. Оторванные от какого-нибудь ряда — вследствие поставленного именно на них поэтом ударения — слова сочетаются в новый самостоятельный ряд, будучи объединены в новом ритме и нахождением под одним ударом, и общностью происхождения из одного ряда. Постановка же поэтом удара на тех или иных словах определяется звучальной, образно-эмоциональной или какой-либо иной значимостью или значимостями этих слов, выдвигаемых в свою очередь ритмическими волнами соответственного момента творческого процесса. Этот внутренний ритм, пронизывающий и внутреннее, и внешнее движения свободного стиха, и является в конечном счете той равнодействующей, которая дает общую ритмическую направленность свободным ритмам свободного стиха. В качестве доказательства отмеченного выше значения слововыделяемости для строя свободных стихов укажем на мнение Брюсова (см. его «Опыты»), что только при силлабическом стихостроении, имеющем мерой стиха в числе прочих моментов и цесуру (словораздел), возможны подлинные свободные стихи. Слова Брюсова же, что «при тоническом стихосложении, где стопы метра являются в то же время мерой стиха, свободный стих переходит или в 1) сочетание неравностопных стихов или 2) в сочетание стихов разного метра чистых и сложных» — слова эти могут теоретически подтвердить и другое наше положение о наличии «метрического костяка» в свободных стихах. Доказательством этого в русской поэтической практике является ряд свободных стихов Маяковского, которые легко могут быть уложены в рамки известного или известных метров.
Наравне с «ритмом — равнодействующей», как нормой свободного стиха, желающего оставаться стихом, следует указать на значение в нем внутренне-композиционной разбивки. Не будучи разбит часто на строфы, хороший свободный стих дает тем не менее «внутренние строфы», т.-е. группы стихов, объединенных общим ритмическим уклоном, общностью эмоционально — интеллектуальной окраски и т. п. Композиция свободных стихов требует с этой стороны особой тщательности. Здесь очень легко образовать фальшивые внутренние строфы и нередко поэты прибегают к типографским ухищрениям, чтобы дать видимость таких строф. Порядок постепенности в расположении отдельных членов внутренней строфы или отдельных внутренних строф между собою может определиться постепенностью нарастания динамики ритмической, звучальной, эмоциональной и т. п. или обратно — ее падения, или кольцевого ее развития и т. д.
Не на последнем месте в свободных стихах стоит, конечно, и звучальная сторона. Иногда она должна быть даже нарочито подчеркнута для поддержания целостности свободных стихов и спайки между отдельными «внутренними строфами», при чем разнозвучие может служить признаком строфоразделения. Некоторые теоретики пытались даже строить теорию свободного стиха на чисто «музыкальной» основе. Из выдающихся мастеров свободного стиха следует назвать Эмиля Верхарна.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Смотреть что такое "Свободные стихи" в других словарях:

  • Свободные стихи —     СВОБОДНЫЕ СТИХИ стихи, образуемые сочетанием произвольных стоп в произвольном количестве (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). Свободные в смысле несвязанности своей каким нибудь определенным метром или какой либо определенной интонационно… …   Словарь литературных терминов

  • Свободные искусства — (Artes liberales, ingenuae, bonae) у римлян так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от низших занятий, бывших уделом рабов. В средневековых школах под С. искусствами разумелись грамматика, диалектика,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мудрости свободные — общеупотребительный в русской литературе XVII и частью XVI столетия термин, которым обозначались следующие, постоянно располагаемые в одном и том же порядке семь наук: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия и астрономия.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Метр (в стихосложении и в музыке) — Метр, 1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на специфически стиховые метрические единицы стопы,… …   Большая советская энциклопедия

  • Метр — I (франц. metre, от греч. métron мера)         1) единица длины метрической системы мер и Международной системы единиц (См. Международная система единиц). Обозначения: русское м, международное m. 2) Мера длины, воспроизводящая единицу длины М.… …   Большая советская энциклопедия

  • Метр —         (от греч. metрon мера или размер) в музыке и поэзии ритмическая упорядоченность, основанная на соблюдении некоторой меры, определяющей величину ритмических построений. В соответствии с этой мерой словесный и муз. текст, помимо смыслового… …   Музыкальная энциклопедия

  • Верлибр — (фр. vers libre)  в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции[1][2] стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности  англоязычной поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен… …   Википедия

  • Куба (государство) — Куба (Cuba), Республика Куба (República de Cuba). ═ I. Общие сведения ═ Республика Куба расположена на островах Куба (104 тыс. км2), Пинос (2,2 тыс. км2) и ещё более чем на 1600 мелких островах в Атлантического океана, Мексиканском заливе и… …   Большая советская энциклопедия

  • Куба — I Куба (Kuba)         (псевдоним; настоящие имя и фамилия Курт Бартель, Bartel) (8.6.1914, Гарнсдорф, 12.11.1967, Франкфурт на Майне), немецкий поэт и писатель (ГДР). Был членом ЦК СЕПГ (с 1954). Родился в рабочей семье. В 1933 46 жил в эмиграции …   Большая советская энциклопедия

  • Мигени — Мидьени (Migjeni), настоящее имя Милош Дьёрдь Никола (Nikolla) (1911 1938), албанский писатель. Патриотические и революционные стихи (сборник «Свободные стихи», 1936; циклы «Песни возрождения», «Песни нищеты», «Последние песни»), рассказы из… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Свободные стихи» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.