- Газелла
- Газелла
-
ГАЗЕЛЛА. Суть этой персидской строфы заключается в том, что два равных отрезка имеют одну рифму, затем вдвое больший отрезок имеет ту же рифму:|——| а |——| а |——|——| аИмея народное происхождение, песенки, построенные по этому закону, долгое время принадлежали к устной поэзии. Когда стали их записывать и писать новые стихотворения по этой схеме, обычно размещали эти отрезки так:|——| а|——| а|——||——| аОтсюда персидская строфа стала трактоваться обычно, как «персидское четверостишие», хотя весьма неконструктивным должен показаться закон безрифменности именно одной третьей строки.В. Брюсов («Опыты», 1918) делает большой шаг вперед; он пишет: «Так наз. персидские четверостишия суть, собственно, «двустишия с постоянной внутренней рифмой перед 1-й цезурой»; вот почему 3-й стих (в сущности, «полустишие») остается «без рифмы».Приводимые в книге примеры пишет все же четверостишиями.«Есть в жизни миги счастья, есть женщины, вино.Но всем на ложе смерти очнуться суждено.Зачем же краткой явью сменяются сны жизниДля тысяч поколений, — нам ведать не дано».В тех же случаях, когда 3-я строка каталектически равна остальным, он пишет персидское четверостишие по схеме: а а а' a'.Предлагаю трактовать персидскую строфу, как трехстишие:|——| а|——| а|——|——| аЭтим мы, может быть, объясним название Газеллы.В моей песне ревнивый страх.Испугалась газель в горах.Два прыжка, разбег, а потом будто крылья на легких ногах.При такой трактовке схема обычного типа Газеллы будет очень проста: два укороченных стиха, дальнейшие (неопределенное число) вдвое длиннее. Во всех стихах: одна рифма:|——————| а|——————| а|——————————————| а|——————————————| а|——————————————| а|——————————————| аи т. д.Тогда второй тип Газеллы предстанет схематически в таком виде:|————| а |——| в|————| а |——| в|——————| а |——| в|——————| а |——| в|——————| а |——| в|——————| а |——| ви т. д.Отрезок в — постоянный повтор (припев), обычно очень короткий, одно-два слова.Восточная музыка и поэзия, в частности, основаны на гипнотической силе повторных волн.В европейской поэзии разбираемые формы недостаточно разработаны. Можно лишь отметить, как характерный признак, довольно большое количество стоп в стихе.
Иван Рукавишников. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.