Газелла


Газелла
Газелла
ГАЗЕЛЛА. Суть этой персидской строфы заключается в том, что два равных отрезка имеют одну рифму, затем вдвое больший отрезок имеет ту же рифму:
|——| а |——| а |——|——| а
Имея народное происхождение, песенки, построенные по этому закону, долгое время принадлежали к устной поэзии. Когда стали их записывать и писать новые стихотворения по этой схеме, обычно размещали эти отрезки так:
|——| а
|——| а
|——|
|——| а
Отсюда персидская строфа стала трактоваться обычно, как «персидское четверостишие», хотя весьма неконструктивным должен показаться закон безрифменности именно одной третьей строки.
В. Брюсов («Опыты», 1918) делает большой шаг вперед; он пишет: «Так наз. персидские четверостишия суть, собственно, «двустишия с постоянной внутренней рифмой перед 1-й цезурой»; вот почему 3-й стих (в сущности, «полустишие») остается «без рифмы».
Приводимые в книге примеры пишет все же четверостишиями.
«Есть в жизни миги счастья, есть женщины, вино.
Но всем на ложе смерти очнуться суждено.
Зачем же краткой явью сменяются сны жизни
Для тысяч поколений, — нам ведать не дано».
В тех же случаях, когда 3-я строка каталектически равна остальным, он пишет персидское четверостишие по схеме: а а а' a'.
Предлагаю трактовать персидскую строфу, как трехстишие:
|——| а
|——| а
|——|——| а
Этим мы, может быть, объясним название Газеллы.
В моей песне ревнивый страх.
Испугалась газель в горах.
Два прыжка, разбег, а потом будто крылья на легких ногах.
При такой трактовке схема обычного типа Газеллы будет очень проста: два укороченных стиха, дальнейшие (неопределенное число) вдвое длиннее. Во всех стихах: одна рифма:
|——————| а
|——————| а
|——————————————| а
|——————————————| а
|——————————————| а
|——————————————| а
и т. д.
Тогда второй тип Газеллы предстанет схематически в таком виде:
|————| а |——| в
|————| а |——| в
|——————| а |——| в
|——————| а |——| в
|——————| а |——| в
|——————| а |——| в
и т. д.
Отрезок в — постоянный повтор (припев), обычно очень короткий, одно-два слова.
Восточная музыка и поэзия, в частности, основаны на гипнотической силе повторных волн.
В европейской поэзии разбираемые формы недостаточно разработаны. Можно лишь отметить, как характерный признак, довольно большое количество стоп в стихе.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Смотреть что такое "Газелла" в других словарях:

  • газелла — газеллы, ж. [араб. gazal] (лит.). Особая стихотворная форма, в к рой конец каждого четного стиха является повторением конца первого стиха, заимствованная из арабской поэзии. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Газелла —     ГАЗЕЛЛА. Суть этой персидской строфы заключается в том, что два равных отрезка имеют одну рифму, затем вдвое больший отрезок имеет ту же рифму:     | | а | | а | | | а     Имея народное происхождение, песенки, построенные по этому закону,… …   Словарь литературных терминов

  • газелла — газелла, газеллы, газеллы, газелл, газелле, газеллам, газеллу, газеллы, газеллой, газеллою, газеллами, газелле, газеллах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • газелла — …   Словарь синонимов

  • газелла — газ елла, ы …   Русский орфографический словарь

  • Газель — (от араб. газаль)         неверно газелла, вид моноримического лирического стихотворения (обычно 5 12 бейтов двустиший). Распространена в поэзии Ближнего и Среднего Востока и Юго Восточной Азии. Как жанровая форма Г. возникла из народной… …   Большая советская энциклопедия

  • Штудер Теофил — (Theophil Studer) швейцарский зоолог; родился в 1845 г.; в 1865 1870 гг. изучал медицину в Берне, в 1870 году получил степень доктора медицины и право практиковать, в 1870 73 гг. работал в Лейпциге у профессора Лейкарта над развитием пера, и в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Штудер (зоолог) — (Theophil Studer) швейцарский зоолог; родился в 1845 г.; в 1865 1870 гг. изучал медицину в Берне, в 1870 году получил степень доктора медицины и право практиковать, в 1870 73 гг. работал в Лейпциге у профессора Лейкарта над развитием пера, и в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Азербайджанская музыка —         Отдельные сведения о развитии А. м. дают наскальные рисунки, датируемые 5 3 м тысячелетиями до н. э., муз. инструменты, найденные при раскопках (духовой из кости, типа балабана, 1 в.до н. э., и др.), изображения на керамич. изделиях,… …   Музыкальная энциклопедия

  • ГАЗЕЛА — ГАЗЕЛА, ГАЗЕЛЛА, газеллы, жен. (араб. gazal) (лит.). Особая стихотворная форма, в которой конец каждого четного стиха является повторением конца первого стиха, заимствованная из арабской поэзии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.