Барбэ д'Оревильи

Барбэ д'Оревильи
Барбэ д'Оревильи

       
БАРБЭ Д’ОРЕВИЛЬИ Жюль Амедей (Jules Amedée Barbey D’Aurevilly, 1808–1889) — французский писатель. Автор «Околдованной» (L’Ensorcelée, 1855), «Кавалера де-Туш» (Le Chevalier des Touches, 1864), «Женатого священника» (Un prêtre marié, 1865), «Дьявольских ликов» (Les Diaboliques, 1874), «Истории без названия» (Une Histoire sans nom, 1882) и «Дендизма» (Du Dandysme et de G. Brummel) жил в эпоху, когда буржуазная культура торжествовала. Осколок родовитой аристократии, помнивший героические предания своего рода, он был заброшен в эпоху индустриализма. В этом трагическом противоречии — весь смысл творчества Б. Талантливейший художник на протяжении всего своего творческого пути жил в социальной атмосфере, к-рая казалась ему отравленной. Большой мастер осужден был на печальную роль эпигона. Он так страстно ненавидел окружавшую его буржуазную действительность, что никогда не позволял себе брать материал для творчества из этой действительности. С другой стороны, феодально-аристократический мир, к-рый Б. считал своей родиной, давно перестал существовать, давно истлел, и вот художник занимается раскапыванием старых могил, гальванизирует разложившиеся трупы. Именно такова атмосфера всех романов Б. Их лживость и ходульность невероятны, их вздорность поразительна. Художник рассказывал о людях, вышедших в исторический тираж, пытаясь сделать из них героев, к-рых можно было бы гневно противопоставить мелочному и ничтожному «сегодня» буржуазного мира. Но эпигон утратил секрет живого искусства, его произведения похожи на жуткий театр восковых фигур (недаром с таким упорством Б. оставался в пределах «страшного» жанра). Б. хотел в своих романах оживить вычеркнутое из жизни феодально-аристократическое прошлое, хотел романтизировать и героизировать его (с особой охотой обращался он к эпохе шуанов, последних защитников феодально-аристократической цивилизации от революционной буржуазной демократии), но результат получался обратный: художник был в силах создать только картины распада и гниения. Автор «Дьявольских ликов» донкихотствовал, сражаясь за идеалы, абсолютно лишенные смысла и содержания. Стиралась граница между трагическим и смешным, между рассудком и сумасшедшим маньячеством. В конце концов этот талантливейший писатель был шутом с горькой трагической гримасой. Объективно творчество Б. (такова была его роль) было великолепным доказательством возможности и такого парадокса, как феодально-аристократический художник в эпоху пара и электричества. Б. был аристократом без средств, с одними голыми традициями, был помещиком без поместья. Ему нечего было есть, и ему пришлось сломить свою гордость и прикоснуться к газете. Б. — хранитель вековых аристократических традиций, идеолог дендизма — становится газетчиком. Его программа: католичество, роялизм, консерватизм. С этой позиции он начинает со всей присущей ему страстностью обстреливать ненавистную буржуазную действительность.
       Журнальные статьи Б. составили грандиозную серию «Произведения и люди. XIX в.» (Les oeuvres et les hommes. XIX siècle). Б. подверг здесь жесточайшей критике и осмеянию буржуазный век, который он так ненавидел. Он был слеп и фанатичен, вот почему многие из его страстных осуждений представляются чудовищными и даже подчас глупыми, но зато ненависть, руководившая им, позволяла ему иной раз попадать в цель и верно разоблачать лживость и ханжество буржуазного мира. Эти страницы сохраняют свою свежесть до сих пор.

Библиография:
Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Волошин М., Лики творчества, СПБ., 1914; Плеханов Г. В., Искусство, М., 1922; Волошин М., Предисловие к перев. «Les Diaboliques» А. Чеботаревской. СПБ., s. a. (изд. Пантеон); Lemaître J., Contemporains, P., 1885–1895; Doumic R., Un attardé du romantisme, «Revue des deux mondes», t. XI, P., 1902; Clerget F., B. (de sa naissance à 1909), Р., 1909; Seilliére E., B., ses idées et son œuvre, P., 1909; Bourget Paul, Quelques témoignages, P., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Барбэ д'Оревильи" в других словарях:

  • Барбе д'Оревильи — Барбе д Оревильи, Жюль Амеде Жюль Амеде Барбе д Оревильи Жюль Амеде БАРБЕ Д’ОРЕВИЛЬИ (фр. Jules Amédée Barbey d Aurevilly, 2 ноября 1808, Сен Совёр ле Виконт, деп. Манш – 23 апреля 1889 …   Википедия

  • Барбе д\'Оревильи — Барбе д Оревильи, Жюль Амеде Жюль Амеде Барбе д Оревильи Жюль Амеде БАРБЕ Д’ОРЕВИЛЬИ (фр. Jules Amédée Barbey d Aurevilly, 2 ноября 1808, Сен Совёр ле Виконт, деп. Манш – 23 апреля 1889, Париж) – французс …   Википедия

  • Барбе д’Оревильи, Жюль Амеде — Жюль Амеде Барбе д’Оревильи фр. Jules Amédée Barbey d Aurevilly …   Википедия

  • Барбе д'Оревильи, Жюль Амеде — Жюль Амеде Барбе д Оревильи Жюль Амеде БАРБЕ Д’ОРЕВИЛЬИ (фр. Jules Amédée Barbey d Aurevilly, 2 ноября 1808, Сен Совёр ле Виконт, деп. Манш – 23 апреля 1889, Париж) – французский писатель и публицист. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • БАРБЕ Д'ОРЕВИЛЬИ Жюль Амеде — (Barbey d Aurevilly, Jules Amede) (1808 1889), французский писатель. Родился 2 ноября 1808 в Сен Совер ле Виконте (Нормандия). Работать в столичной прессе как литературный критик начал в 1851; всю оставшуюся жизнь провел в нищите и умер в Париже… …   Энциклопедия Кольера

  • Дендизм — бытовое явление художественного порядка, получившее выпуклое и разнообразное отражение в европейской литературе первой половины XIX века. Возникает в Англии (в XVIII и начале XIX в.) как форма борьбы аристократии с энергически наступающей… …   Литературная энциклопедия

  • Блуа — Леон (Bloy, 1846–1917) французский писатель. Близок к Вилье де Лиль Адану (см.) и Барбэ д’Оревильи (см.); искал в догме и мифологии католицизма разрешения религиозно философских и эстетических проблем, выдвинутых символизмом и декадентством. В… …   Литературная энциклопедия

  • Волошин, Максимилиан Александрович — [1877 ] (полная фамилия Кириенко Волошин) поэт символист. Родился в дворянско интеллигентской семье. По отцу предки В. запорожские казаки, со стороны матери немецкая кровь. Окончил Феодосийскую гимназию. С I курса юридического факультета… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Волошин — Максимилиан Александрович (1877 ) (полная фамилия Кириенко Волошин) поэт символист. Родился в дворянско интеллигентской семье. По отцу предки В. запорожские казаки, со стороны матери немецкая кровь. Окончил Феодосийскую гимназию. С I курса… …   Литературная энциклопедия

  • Герен — Морис, де (Maurice de Guerin, 1810 1839) французский поэт. Р. в обедневшей дворянской семье, в 1832 сошелся с христианско социалистическим кружком аббата Ламенэ, впоследствии сотрудничал в католических изданиях «Revue Europeenne» и «La France… …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»