Бар

Бар
Бар

       
БАР Герман (Hermann Bahr, 1863–) — современный австрийский критик и писатель, идеолог литературного импрессионизма (см). Личность Б. — как бы живое воплощение принципа релятивизма. Его жизнь, критика и творчество отличаются необычайной изменчивостью идеологии и литературных вкусов. Он примыкал ко всем направлениям периода 1890–1915 от натурализма до экспрессионизма, знаменовавшим эволюцию в мироощущении мелко- и среднебуржуазных групп Германии и Австрии. В связи с его отзывчивостью на всякое новое направление Б. получил прозвище «коммивояжера послезавтрашнего дня». Бар сыграл очень значительную роль в развитии австро-немецкой литературы, заключавшуюся как в объединении австрийских писателей, так и в популяризации самых различных направлений и писателей других стран.
       Начало своей литературной деятельности Б. посвятил натурализму, издавая вместе с А. Гольцем и др. журн. «Die Freie Bühne» (Свободная сцена). Он пропагандировал Золя, Ибсена, Гауптмана и др. В 90-х годах Б. приобретает известность как вождь «последовательного натурализма», то есть импрессионизма. Став во главе «Молодой Вены», он сплотил вокруг себя австрийскую группу импрессионистов и неоромантиков (Шницлера, Гофмансталя, Альтенберга и др.), находившихся под его сильным влиянием. Обоснованию импрессионизма посвящены его лучшие работы: «Zur Kritik der Moderne» — «К критике модернизма» (1890); «Ueberwindung des Naturalismus» — «Преодоление натурализма» (1891); «Renaissance» — «Возрождение» (1897). В издаваемом им органе импрессионистов «Die Zeit» — «Эпоха» Б. популяризирует в Вене французских декадентов и символистов, а также Стриндберга, Уайльда и философию Ницше. Одновременно в работах: «Wiener Theater» — «Венский театр» (1899), «Rezensionen» — «Рецензии» (1903), «Заметки» — «Glossen» (1907) Бар агитирует за создание импрессионистского театра, завоевывая этих писателей для сцены. В своих критических работах (таковы также «Essays» — «Этюды», 1912; «Dialog vom Marsyas» — «Диалог о Марсии», 1904; и др.) Б. отражает философию ницшеанства и модернизма — культ личности, презрение к демократии. Его этюды — типичные образцы импрессионистской критики, исходящей из субъективного впечатления, поверхностной, но блестящей. «Dialog vom Tragischen» — «Диалог о трагическом» (1903) Б. посвящает проблеме изменчивости человеческого «я», приходя к крайнему субъективизму; Б. первый связал субъективизм литературного импрессионизма с философией релятивизма Маха. С 1910 ориентация Б. меняется вместе с общей ориентацией мелкобуржуазных групп: он порывает с импрессионизмом. В «Essays» — «Этюдах» (1912) и особенно в «Expressionismus» — «Экспрессионизме» (1916) Б. ратует за новое искусство экспрессионистов (см.). Все больше углубляясь в мистицизм, Б. окончательно порывает с бунтарством прежних лет и приходит к католичеству (1914). Как художник Б. не возвышается над посредственностью. Один из критиков хорошо назвал его «журналистом в творчестве» и «поэтом в журналистике». Его драмы по глубине редко превосходят произведения фельетониста и в истории литературы не останутся. Этапы художественного творчества Б. соответствуют этапам его критических работ. К периоду натурализма принадлежат: «La Marquesa d’Amaegui» — «Маркиза д’Амеги», «Die grosse Sünde» — «Большой грех», «Die Mutter» — «Мать» (1888–1891) с их легкой социальной и политической сатирой. В романе «Die gute Schule» — «Хорошая школа» (1890) и новеллах «Fin de siècle» Б. подражает прозе французских декадентов. Целый ряд произведений Б. посвящен быту Вены; таковы драмы: «Tschaperl» — «Чаперль», «Der Star» — «Скворец», «Der Atlet» — «Атлет», «Die Wienerinnen» — «Венки», «Францль» (1897–1900) и романы: «Neben der Liebe» — «Около любви» (1893) и «Театр» (1897). Известностью пользовались его драмы: «Der Apostel» — «Апостол», «Der Meister» — «Мастер», «Das Konzert» — «Концерт» (1901–1910). Ряд пьес этого периода ставился на русской сцене. К последнему периоду мистицизма и экспрессионизма относятся драмы: «Der Unmensch» — «Изверг» (1919), «Ehelei» — «Брак» (1920), «Altweibersommer» — «Бабье лето» (1924). Баром задумана большая серия романов (посвященных Австрии, Германии и пролетариату); из них вышли: «Die Rahl» — «Раль» (1909), «Друт» (1910), «О, Mensch» — «О, человек», «Himmelfahrt» — «Вознесение» (1916), «Die Rotte Koriahs» (1919), с типичным для этих лет идеализма углублением в мир человеческого «духа». Новейший роман Бара — «Der inwendige Garten» — «Внутренний сад» (1927).

Библиография:
Soergel A., Dichtung u. Dichter der Zeit, Lpz., 1911; Meyer R. M., Die deutsche Literatur des XIX u. XX Jahrh., 2 Bde., Berlin, 1920; Walzel O., Die deutsche Dichtung seit Goethes Tod, B., 1920: Kummer F., Deutsche Literaturgeschichte des XIX u. XX Jahrh., 2. Bde., Dresden, 1922; Hande W., H. B., Berlin, 1923; Arnold A., Das deutsche Drama, M., 1925. Meridies W., H. B. als epischer Gestalter u. Kritiker der Gegenwart, Hildesheim, 1927.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Бар" в других словарях:

  • барёха — барёха …   Словарь употребления буквы Ё

  • бар — бар/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • бар — пивбар, минибар, коктейль бар, погребок, стрип бар, снек бар, ресторанчик, заведение, диско бар, сидячка, подвальчик, гриль бар, валютка, фитобар, видеобар, кабак, рама, шкафчик, пивная, закусочная, пивной бар; гряда, отмель, возвышение Словарь… …   Словарь синонимов

  • Бар — Бар: Бар вид питейного заведения. Бар единица измерения давления. Бар отмель, гряда в прибрежной полосе, вытянутая вдоль берега и сложенная морскими наносами. Бар отделение для вин в шкафу или серванте. Бар музыкальная форма. Бар арабская река.… …   Википедия

  • бар — 1. БАР, а; м. [англ. bar]. 1. Небольшой ресторан; его зал или стойка со спиртными напитками и холодными закусками. Валютный бар. Ночной бар. Пивной бар. Кафе бар. Выпить в баре коктейль. / О закусочной, где обычно пьют и едят у стойки. Молочный,… …   Энциклопедический словарь

  • бар — подводная аккумулятивная форма рельефа, сложенная рыхлыми осадками. Бары почти всегда образуются на мелководье, часто в виде длинных узких гряд. Течения переносят взвесь тонкого алеврита и песка, но с уменьшением скорости поток утрачивает… …   Географическая энциклопедия

  • БАР — (англ.). Погребок, кабачок, таверна. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАР (франц. bar). Песчаная отмель в устьях рек, часто изменяющая свое положение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Бар-Он — фамилия. Известные носители: Бар Он, Дан Бар Он, Рони См. также полный список существующих статей о личностях с фамилией Бар Он, а также фамилиями, начинающимися с «Бар Он ». См. также Бар (фамилия) Нотарикон Барон (значения) …   Википедия

  • бар — Предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары. Примечание Бар может специализироваться,… …   Справочник технического переводчика

  • бар — батарея артиллерийской разведки воен. БАР брюшно анальная резекция мед. БАР Барменская ассоциация России Армения, организация, РФ БАР …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • БАР — • БАР (возвратное приливное течение), приливный поток, устремляющийся с моря в узкое устье реки или узкий залив. При столкновении с встречным течением реки образует поверхностный водяной вал, который повышает верхний бьеф. Самые яркие случаи… …   Научно-технический энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»