- неоклассицизм
- неоклассици́зм
-
(от греч. n?os – новый и классицизм), использование в литературных произведениях античных тем, сюжетов, персонажей, обращение к мифологическим образам, часто сопровождающееся ясностью и выразительностью языка. В отличие от классицизма, неоклассицизм использует античные мотивы не как основное содержание большинства произведений, но как отдельные вкрапления. В широком понимании неоклассицизм не представляет собой единого литературного направления – его черты находят у различных писателей (напр., в стихах А. Н. Майкова и «поэтов Парнаса», у рус. символистов – И. Ф. Анненского, В. Я. Брюсова, Вяч. Иванова). Неоклассицизм в таком понимании появился после расцвета классицизма, в нач. 19 в., и продолжает использоваться в качестве литературного приёма в современной литературе. В более узком значении термин «неоклассицизм» обычно употребляется по отношению к течениям во французской литературе нач. 1890-х – сер. 1900-х гг. (Ш. Моррас и Ж. Мореас), а также в немецкой литературе того же периода (П. Эрнст, В. Шольц).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
- Неоклассицизм
-
НЕОКЛАССИЦИЗМ — неопределенный термин, употребляемый для обозначения течений в новой и новейшей литературе, связываемых с возрождением стремлений и приемов классицизма (см.).Неоклассицизмом иногда называют эклектическое направление, возникающее после романтических и реально-бытовых настроений и побед, как признание, что в отвергнутом классицизме была какая то своя художественная правда, соответствующая каким-то вечным началам человеческой души. Возвращение к классицизму помимо этого психологического мотива, намечается у некоторых писателей в результате обновленных изучений и неожиданных достижений в познании классических литератур. Так, у нас писатели-символисты проявили не малый интерес к классическим мотивам, формам и приемам вплоть до писания трагедий в греческом стиле и условном французском классическом (Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский). Приэтом довольно определенно наметилось внимание к так называемым дионисическим началам человеческой души и творчества. Они также жили в классической древности, особенно в греко азиатских культах, как и аполлонические начала, но вторые особенно привлекли к себе внимание французско-итальянского классицизма, как единственно ценная сущность поэзии и духовной жизни классического мира. Неоклассицизм можно усмотреть, в противоположность старому классицизму греко-римлян и подражательному «лже-классицизму» французов, в том новом периоде русской словесности, когда были переработаны сентиментальные и романтические начала и приемы в поэзии Пушкина и Лермонтова в связи с реально-бытовыми, и когда она, в литературной теории, казалось, могла выступить во всеоружии полноты, законченности, строгости и простоты приемов и психологической верности, т. е. определенно с теми чертами гармонической целостности, какие признаны за поэзией классической древности.У Пушкина, прошедшего строгую школу французского классицизма, у Майкова, у Алексея Толстого, Фета, отчасти Тютчева, у Щербины, воскрешавшего греческие мотивы, и у других можно отметить, при отсутствии иногда внешних условностей классицизма и его терминологии, черты типа творчества аполлоновски спокойного, пластически скульптурного, строго простого в средствах, что сближает в некоторых отношениях их произведения с классической древностью. Но все это было лишь отдаленным отголоском классических веяний. В наши дни неоклассиками называет себя небольшая и расплывчатая группа поэтов, которые после ряда лет русского символизма и новейших кратковременных течений, как акмеизм, футуризм и пр., признают необходимым возврат к началам, заповеданным Пушкиным. Так как широким настроениям модернизма последних двух-трех десятилетий давалось не без оснований название неоромантизма (см.), то, повидимому, надо признать эту повторяемость борьбы классических и романтических стремлений и настроений общепсихологическою чертою вообще творческих художественных устремлений, иногда совпадающих в своих комбинациях с социально-психологическими колебаниями настроений у разных групп, иногда нет: так в литературном отношении великая французская революция была определенно классична, романтическая Германия с ее реставрацией монархических и мистических идей, определенно консервативна, а романтическая Франция 30-х годов с Виктором Гюго революционна, при певце ее Беранже — классике, но демократе и социалисте.
В. Ч. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.