"лёгкая поэзия"


"лёгкая поэзия"
"лёгкая поэ́зия"
(po?sie fugitive), выражение, обозначавшее во Франции 17 – нач. 19 в. поэтические тексты, посвящённые камерным, интимным темам (дружбе и дружескому пиру, чувственной любви, восхвалению женской красоты) или неожиданным образом трактующие «высокие» темы (остроумное и шутливое выражение философских мотивов). Понятие «лёгкая поэзия» перешло в другие европейские литературы. Отличительные особенности стиля «лёгкой поэзии» – доверительный тон, установка на воспроизведение светской «болтовни», парадоксализм, тенденция к непрямому именованию упоминаемых предметов (особенно в эротической поэзии – в произведениях, изображающих любовные утехи, красоту обнажённого женского тела).
«Лёгкую поэзию» отличает изображение любовных отношений и признаний как своеобразного «искусства любви»; эстетизируется чувственная любовь. В «лёгкой поэзии» получили позитивное значение такие понятия, как «сладострастие» (volupt?), «лень» (paresse) и «праздность» (oisivit?).
Авторами «лёгкой поэзии» во французской литературе 18 в. были молодой Вольтер, П. Ж. Бернар, Ж. Б. Грессе. К. Э. Л. Шапель, Г. А. Шолье. В кон. 18 – нач. 19 в. традиции «лёгкой поэзии» были развиты и переосмыслены Э. Д. Парни: элегическая поэтика и индивидуализация лирического «я» совмещены у Парни со смелым изображением любовной страсти.
В России «лёгкая поэзия» как особое направление формируется на рубеже 1770—80-х гг. Её программными образцами были три послания Н. М. Карамзина: «Послание к женщинам», «К неверной» и «К верной», сочетающие моралистичность с иронией и вызывающей страстностью любовного чувства. Вершинными достижениями рус. «лёгкой поэзии» были стихотворения К. Н. Батюшкова первой пол. 1810-х гг. Подражания «лёгкой поэзии» К. Н. Батюшкова и Э. Д. Парни встречаются в лирике А. С. Пушкина лицейского и петербургского периодов.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое ""лёгкая поэзия"" в других словарях:

  • «Лёгкая поэзия» — произведения во французский и русской поэзии конца XVIII  первой четверти XIX вв., воспевавшие  в противовес «высоким» жанрам классицизма  личные страсти и земные желания (культ любви, дружбы, изящный эпикуреизм). Предвосхищала романтическую… …   Энциклопедический словарь

  • «ЛЁГКАЯ ПОЭЗИЯ» — (франц. poésie fugitive), понятие, относимое к французской и русской лирической поэзии XVIII (преимущественно конца) — начала XIX вв. Возникло во Франции в начале XVIII в. как обозначение произведений, выражавших, в отличие от «высоких»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Рококо — (франц. rococo)         рокайль (от орнаментального мотива Рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1 й половины 18 в. и европейской литературе 18 в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил… …   Большая советская энциклопедия

  • Пушкин Александр Сергеевич — [26.5(6.6).1799, Москва, 29.1(10.2).1837, Петербург], русский писатель, основатель новой русской литературы. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской линии) абиссинца А. П. Ганнибала,… …   Большая советская энциклопедия

  • Пушкин — I Пушкин         Александр Сергеевич [26.5(6.6).1799, Москва, 29.1(10.2).1837, Петербург], русский писатель, основатель новой русской литературы. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской… …   Большая советская энциклопедия

  • Рококо — Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка. Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille  дроб …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.