историческая проза

историческая проза
истори́ческая про́за
разновидность научной прозы, труды историков, ставящих своей целью не просто передачу фактов, но и увлекательное их изложение. В отличие от документальной литературы, историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение – для поддержания интереса к повествованию – вымышленных персонажей. Основная задача исторической прозы – изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом (т. е. вычленив в последовательности событий завязку, кульминацию и развязку), объединив их при этом некой исторической концепцией. Произведение исторической прозы может быть посв. одному событию («История Пелопоннесской войны» Фукидида), какому-либо периоду в истории («История» Геродота), а также представлять собой тематический обзор («Жизнеописания» Плутарха с их особой попарной композицией – сравнение и биография двух исторических деятелей, которых можно сопоставить по какому-либо признаку). Античные образцы исторической прозы можно разделить также на анналистические (посв. событиям, напр. «Римская история от основания города» Тита Ливия) и биографические (напр., «Жизнь двенадцати цезарей» Светония). В дальнейшем европейская историческая проза развивается в основном по античным образцам. Более того, античная историческая проза оказала значительное влияние на понимание истории Греции и Рима новыми историками. Многие авторы исторической прозы сформировали определённое понимание событий античности. В Средние века основной жанр исторической прозы – летопись, характерные признаки которой – запись событий по годам (если в каком-то году ничего примечательного не происходит, то в летописи ставится просто цифра, обозначающая этот год), обязательное начало – изложение библейских событий, начиная от Адама или от Всемирного потопа, вставные эпизоды – повести о святых, о чудесах и т. д. Летописи велись, как правило, в монастырях. Летописные своды различных монастырей зачастую объединялись в один. Самые известные летописные своды Древней Руси – «Повесть временных лет», Новгородская летопись. В Западной Европе в Средневековье писались хроники – также подробная запись событий определённой эпохи (например, хроника Жана Фруассара, охватывающая период с 1325 по 1400 г.). Для этого периода характерно объединение исторической прозы с легендами, преданиями и пр. – т. е. включение в текст большого количества недостоверной и назидательной информации. В эпоху Возрождения мастерами исторической прозы были Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини в Италии, Р. Холиншед и Г. Холл в Англии, С. Брантом и Т. А. д’Обинье во Франции. Произведения исторической прозы вдохновляли писателей и драматургов на создание исторических произведений – напр., «Хроники» У. Шекспира, романы В. Скотта. В Новое время образцы исторической прозы появляются у известных писателей – «Век Людовика XIV» Ф. Шиллера, «История государства Российского» Н. М. Карамзина, незаконченная «История Пугачёва» А. С. Пушкина и т. д. В кон. 18 – нач. 19 в. историческая проза отделяется от художественной литературы, появляются труды профессиональных историков в жанре исторической прозы – напр., работы С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского.
К. Р. (великий князь Константин Константинович Романов; 1858, Стрельна – 1915, Павловск), русский поэт, драматург, переводчик.

К. К. Романов. Портрет работы М. Рундальцева
К. К. Романов. Портрет работы М. Рундальцева

 
Внук императора Николая I. Наряду с государственной и военной службой великий князь Константин в течение многих лет профессионально занимался литературой, выступая в печати под акронимом К. Р. Первый сборник «Стихотворения К. Р.» (1886), изданный небольшим тиражом, был замечен и получил ряд одобрительных отзывов в критике. К. Р. ориентировался в первую очередь на традиции поэтов «чистого искусства» – Я. Н. Полонского, А. А. Фета, А. Н. Майкова. Стихи К. Р. в течение двух десятилетий неизменно привлекали внимание композиторов: романсы на тексты К. Р. написаны П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, Р. М. Глиэром, А. К. Глазуновым и многими др. С приходом на литературную арену символизма читательский интерес к поэзии К. Р. заметно угас, а после Октябрьской революции его имя практически не упоминалось исследователями. Поэт был автором знаменитой песни «Умер бродяга в больнице военной», посвящённой военной теме. В нач. 20 в. К. Р. выступает в качестве переводчика драм У. Шекспира, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Также он пробует свои силы в роли автора оригинальных драм: одно из наиболее известных произведений – мистерия «Царь Иудейский» (1914), написанная на евангельский сюжет. Единственное прижизненное исполнение мистерии состоялось в Царскосельском театре, причём в роли одного из персонажей выступил сам К. Р. Эта постановка осуществилась благодаря личному распоряжению Николая II, который разрешил проведение спектакля вопреки запрету, наложенному духовной цензурой.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "историческая проза" в других словарях:

  • Историческая проза — Историческая проза  условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, повестей, рассказов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или… …   Википедия

  • историческая проза — сочинения историков и писателей, которые не только передают факты прошлого, но и художественно их перерабатывают, делая яркими и живыми, например: Сравнительные жизнеописания Плутарха, История государства Российского Н.М. Карамзина, История… …   Словарь литературоведческих терминов

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… …   Литературный энциклопедический словарь

  • альтернативно-историческая проза — (от лат. alter один из двух, каждая из исключающих друг друга возможностей) прозаический жанр современной литературы, основанный на предложении автором своего хода развития исторических событий в противовес существующему в реальности и… …   Словарь литературоведческих терминов

  • проза — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? прозы, чему? прозе, (вижу) что? прозу, чем? прозой, о чём? о прозе 1. Проза это разновидность художественной речи нестихотворная повествовательная речь. Пробовать себя в прозе. 2. Прозой… …   Толковый словарь Дмитриева

  • проза — ы; ж. [лат. prosa] 1. Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэзия). Пробовать себя в прозе. Писать прозу. 2. Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп.:… …   Энциклопедический словарь

  • проза — ы; ж. (лат. prosa) 1) Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэ/зия) Пробовать себя в прозе. Писать прозу. 2) Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп.:… …   Словарь многих выражений

  • Проза историческая —    жанр античной лит., ставивший своей задачей яркое и живое изобр. событий прошлого. П. и. возникла в Др. Греции в нач. VI в. до н. э. и была обязана своим появлением росту крит. и науч. мысли, разрушавшей мифолог, систему представлений о… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Шкловский, Виктор Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шкловский. Виктор Шкловский Виктор Шкловский Имя при рождении …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»