Бальзак


Бальзак
Бальза́к
(balzac) Оноре де (настоящая фамилия – Бальса) (1799, Тур – 1850, Париж), французский писатель.

О. де Бальзак. Этюд к памятнику писателю. 1897 г. Работа О. Родена. 1893–1897 гг.
О. де Бальзак. Этюд к памятнику писателю. 1897 г. Работа О. Родена. 1893–1897 гг.

 
Бальзак представляет собой классический тип профессионального писателя – автора романов, рассказов, повестей, очерков и статей. Предполагая, что литературное поприще окажется более прибыльным и быстрее приведёт к успеху, Бальзак предпочёл его профессии юриста. Первые литературные опыты Бальзака 1820—25 гг. (стихотворная классицистическая трагедия «Кромвель» и серия «готических» романов: «Бирагская наследница», «Жан-Луи, или Найденная дочь» и др.), бывшие данью тогдашней моде, выходили под разными псевдонимом – лорд Р’Оон или Орас де Сент-Обен. Первым произведением, подписанным собственным именем автора, стал роман «Последний шуан» (1829), в котором чувствовалось большое влияние Дж. Ф. Купера и В. Скотта. Роман стал для Бальзака своего рода переходом от раннего творчества к зрелому – от романтизма к реализму. Именно в это время формируется характер бальзаковского реализма, в котором первостепенное значение приобрело изображение частной жизни и денежных отношений. Содержание современной ему эпохи писатель видел в борьбе эгоистичных личностей, в стремлении к личной выгоде, в погоне за деньгами. Деньги становятся безымянным, но одним из самых важных героев бальзаковских романов; они находятся в центре всех сюжетных перипетий, определяют характеры и судьбы героев. В художественном мире Бальзака основные события, меняющие облик мира, происходят не в тронных залах, не на полях сражений, а в гостиных, в будуарах певичек, среди семейных драм и идиллий. Частную жизнь Бальзак полагает обязательным слагаемым жизни общественной, проникнутой индивидуализмом. В сер. 1830-х гг. у Бальзака возникает замысел «Человеческой комедии» – цикла, в который должны были войти все произведения писателя, подчинённые единому замыслу: «предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия – мужчин, женщин и вещи, т. е. людей и материальное воплощение их мышления, – словом, изобразить человека и жизнь». Громадный цикл произведений различных жанров (предполагалось 150, написано 98) давал панораму целой эпохи, представляющую свыше 2000 персонажей, бесконечное разнообразие событий, конфликтов, типов, десятки семейных драм и деловых катастроф, где судьбы отдельных людей показаны на фоне реальных событий франц. истории. «Мой труд, – писал Бальзак, – имеет свою географию, так же как свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, своих действующих лиц и факты; также он имеет свой гербовник, своё дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию – словом, весь мир». В предисловии к 1-му изд. «Человеческой комедии» (1842) Бальзак даёт принципиальное обоснование своего труда: он стремится «изобразить движение истории не через судьбы правителей и полководцев, а через частные судьбы людей»; кроме того, Бальзак намеревался «составить опись пороков и добродетелей», осмыслить жизнь общества и вынести о ней своё суждение: «Мне нужно было… уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий». Чтобы упорядочить созданную им панораму жизни, Бальзак придал «Человеческой комедии» стройную композицию (построив её на манер «Божественной комедии» Данте). Она состоит из трёх разделов: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Подавляющая часть романов вошла в первый раздел, который автор разделил на шесть тематических подразделов – «сцен»: «Сцены частной жизни» изображают детство, юность, их заблуждения; «Сцены провинциальной жизни» – зрелый возраст, страсти, расчёты, интересы и честолюбие; в «Сценах парижской жизни» дана картина вкусов, пороков и всех необузданных проявлений столичной жизни; в «Сценах политической жизни» и в «Сценах военной жизни» показана жизнь, «протекающая вне общих рамок». Наконец, «Сцены сельской жизни» завершают «вечер длинного дня» и показывают самые чистые характеры. Внутренняя цельность этих «сцен» не исчерпывается общими темами, они объединены и «возвращающимися» персонажами, переходящими из одного произведения в другое, – так, Растиньяк встречается в «Отце Горио» (1834—35) и в «Шагреневой коже» (1830—31); Жак Коллен – в «Отце Горио», «Блеске и нищете куртизанок» (1838—47), «Утраченных иллюзиях» (1837—43) и т. д. Второстепенные персонажи одного романа в другом становятся главными, и наоборот. У Бальзака нет завязок и развязок в общепринятом смысле слова (биографии его героев не завершённые, а раздробленные, хронологически неупорядоченные; читатель «знакомится с серединой жизни персонажа до её начала, с началом – после конца, с историей смерти – до истории рождения») – в каждой книге завершается судьба одного и начинается судьба другого. В подобном сюжетном построении Бальзак видел аллюзию на реальную жизнь, где нет ни начала, ни конца; кроме того, такое повествование позволяло создать иллюзию достоверности – «картин движущейся истории»: «Нет ничего цельного в нашем мире, всё в нём мозаично. Можно излагать в хронологической последовательности лишь события, случившиеся в прошлом; этот метод неприменим к настоящему времени, которое непрерывно движется…» В 1830—37 гг. Бальзак создаёт произведения, которые позднее войдут в «Философские этюды», изображающие «разрушительные бури мысли, чувство за чувством». Критериями отбора для этого раздела Бальзак избирает философскую насыщенность (она, однако, присуща не всем «Философским этюдам») и фантастику («Шагреневая кожа», «Эликсир долголетия», 1830; «Прощённый Мельмот», 1835; и др.). Первая книга этого раздела – «Шагреневая кожа» – является связующим звеном между «Сценами нравов» и «Философскими этюдами», в ней раскрывается суть эпохи – погоня за деньгами, за карьерой, за чувственными наслаждениями, не приносящими ни удовлетворения, ни духовной свободы. Маниакальной страстью к наживе заражены многие персонажи «Философских этюдов», и хотя тип «невольника страсти» встречается ещё в 1-м разделе (скряга Гранде, скупец Гобсек, чадолюбивый отец Горио и др.), здесь он получает философское осмысление. Замысел «Аналитических этюдов» Бальзак так до конца и не реализовал (писатель намеревался включить в этот раздел «Физиологию брака», «Патологию социальной жизни», «Анатомию педагогической корпорации» и «Монографию о добродетели»). Э. Золя сравнивал «Человеческую комедию» с Вавилонской башней, которую «архитектор не успел, да и не имел бы времени, когда-либо окончить». Этим циклом (Бальзак называл его «главным событием моей жизни») писатель наметил пути дальнейшего развития реализма в мировой литературе, выступая новатором в отношении многих тем и образов. Бальзак первым во французской литературе открыл тему провинциальной жизни, найдя под тиной далёких от столицы будней «лица, достойные серьёзного изучения, характеры, исполненные своеобразия», предвосхищая писателей натуральной школы и Г. Флобера. В романе «Утраченные иллюзии» Бальзак пишет о продажности прессы, открыв эту тему для мировой литературы за полвека до «Милого друга» Г. де Мопассана. «Одним из первых среди великих, одним из лучших среди избранных» назвал Бальзака друг писателя В. Гюго. Высоко оценивая творчество Бальзака, Гюго писал: «Все его произведения составляют единую книгу, полную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощённая в образах вполне реальных, но овеянных смятением и ужасом… Бальзак идёт прямо к цели, он вступает в рукопашную с современным обществом. У каждого он вырывает что-нибудь – у этого иллюзии, у того надежды, одного заставляет исторгать вопль, с другого срывает маску».

Обложка книги О. де Бальзака «Златоокая девушка». Репродукция картины А. Бенуа «Кладбище в Бретани»
Обложка книги О. де Бальзака «Златоокая девушка». Репродукция картины А. Бенуа «Кладбище в Бретани»

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Бальзак" в других словарях:

  • Бальзак — (фр. Balzac)  французская фамилия. Известные носители Жан Луи Гез де Бальзак, или Гез де Бальзак  писатель XVII века. Оноре де Бальзак или просто Бальзак  писатель XIX века. Лор Бальзак, или Лор Сюрвиль  младшая сестра… …   Википедия

  • Бальзак — Бальзак, Оноре де (1799 1850) знаменитый французский романист, родоначальник натуралистического романа. Первое его произведение, обратившее на него внимание публики, роман Шуаны , появилось в 1829 г. Последовавшие за ним многочисленные романы и… …   1000 биографий

  • Бальзак О. де — БАЛЬЗАК Оноре де (Honoré de Balzac, 20/V 1799–20/VIII 1850). Родился в Туре, учился в Париже. Юношей работал у нотариуса, готовясь к карьере нотариуса или поверенного. 23–26 лет напечатал ряд романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся… …   Литературная энциклопедия

  • Бальзак — Balzac. Бальзак (Balzac) Оноре де (1799 1850) Французский писатель романист Афоризмы, цитаты Бальзак. Balzac. Биография • В пятьдесят лет мужчина более опасен, чем во всяком другом возрасте, ибо обладает дорогостоящим опытом и часто состоянием. • …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Бальзак — (Оноре де Balzac) знаменитый французский романист; род. 20мая 1799 в Туре, учился в Вандомской гимназии, потом три года служил вПариже писцом у адвоката и нотариуса, а после того занялся литературой инаписал трагедию, но отзывы о ней были так… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Бальзак Ж.-Л.-Г. де — БАЛЬЗАК де Жан Луи Гез (Jean Louis Guez de Balzac, 1597–1654) родом из Ангулема, по происхождению аристократ, один из законодателей хорошего тона и вкуса «прециозных» писателей (см. Прециозная школа). Сочинения Б. «Письма» (1624); «Принц» (1631); …   Литературная энциклопедия

  • бальзак — бальзак, род. Бальзака (неправильно Бальзака) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Бальзак — I Бальзак (Balzac)         Жан Луи Гез де (1597, Ангулем, 18.2.1654, там же), французский писатель. Член Французской академии (1636). Происходил из дворянской семьи. Пользовался покровительством Ришельё, который назначил его государственным… …   Большая советская энциклопедия

  • БАЛЬЗАК — (Оноре де Б. (1799 1850) – франц. писатель) Где стены – с тенью Мопассана. Где за болтами жив Бальзак, (рфм.: вползав; о Париже) П916 (I,249.1); Стучала трость по плитам тротуара, И где то громыхали дрожки. – Год Назад Бальзак был понят сединой.… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Бальзак — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

Книги

Другие книги по запросу «Бальзак» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.