Файко


Файко
Файко

       
ФАЙКО Алексей Михайлович (1893—) — советский драматург. Р. в дворянской семье. Окончил московскую гимназию, в 1917 — историко-филологический факультет Московского ун-та. Первые литературные опыты, которые носили печать эстетизма, увлечения символизмом, относятся к дореволюционному времени. С 1921 Ф. выступает в качестве клубного инструктора, лектора, сценариста (театр «Летучая мышь»), режиссера (вторая студия МХАТ) и наконец драматурга (комедия «Карьера Пирпонта Блэка»). Первая пьеса, доставившая автору известность драматурга, — «Озеро Люль», поставлена московским Театром Революции в ноябре 1923. Затем последовали — «Учитель Бубус» (бывший театр им. Мейерхольда, 1925), «Евграф, искатель приключений» (б. второй МХАТ, 1926), «Человек с портфелем» (Театр Революции, 1928), «Неблагодарная роль» (МХАТ, 1932), «Концерт» (Театр Революции, 1936). В 1939 награжден орденом «Знак Почета».
       Ф. — автор преимущественно одной темы — темы интеллигенции, ищущей своего пути в революции. Основные герои Ф. — это люди с индивидуалистическим сознанием, остро переживающие разлад между личным и общественным. Крушение индивидуализма как историческая неизбежность в социалистическом обществе — таков вывод, к к-рому приходит Ф. в своих пьесах.
       «Озеро Люль» — это детективная мелодрама со стремительной интригой, с рядом эффектных ситуаций, действие к-рой развертывается в вымышленной стране — «на далеком Западе или, может быть, на крайнем Востоке». Обстановка действия — роскошный отель, блестящие магазины, рестораны и дансинги. На этом фоне зараженного спекулятивным ажиотажем капиталистического мира, взрываемого революцией, показан образ мнимого революционера Антона Прима, перешедшего на службу к буржуазии и расстрелянного рабочими, к-рых он предал.
       Герой следующей пьесы («Учитель Бубус»), представляющей собой отвлеченную сатиру на западноевропейское капиталистическое общество послевоенного периода, — это новоявленный Дон-Кихот, который пытается примирить интересы буржуазии и пролетариата, но становится игрушкой в руках первой. Образ героя-одиночки, героя-мечтателя, вступающего в конфликт со средой, — в центре пьесы «Евграф, искатель приключений», действие которой происходит уже в СССР. Элементы условно-романтической пьесы сочетаются здесь с социально-бытовой характеристикой героев, с попыткой конкретно изобразить окружающую обстановку. Нравоучительный финал комедии (комсомолец выводит на «новый путь» романтика Евграфа, попавшего в среду деклассированной «художественной» интеллигенции и дошедшего до преступления) органически не связан со всей пьесой.
       К своей традиционной теме о пути интеллигенции в революции обращается Ф. и в пьесе «Человек с портфелем». Катастрофически заканчивается жизнь профессора Гранатова, беспринципного карьериста, пытающегося с помощью убийства и других преступлений скрыть свои контрреволюционные связи в прошлом и пробраться в ряды советской интеллигенции. Пьеса по своей тематике не потеряла актуальности и до настоящего времени (в 1938 она вновь включена в репертуар Театра революции). Благодаря острой, занимательной интриге, строящейся на сочетании мелодраматических и авантюрных моментов, пьеса отличается большой сценичностью.
       В комедии «Неблагодарная роль» Ф. стремится осмеять, с одной стороны, буржуазные иллюзии иностранной журналистки Дорины Вейс, которые разбиваются при столкновении с советской действительностью, а с другой стороны — индивидуалистические настроения комсомольца Завьялова, не нашедшего своего места в коллективе. Введение в пьесу фигуры «зам. автора», управляющего ходом действия, репликами отдельных персонажей и отражающего авторские раздумья об индивидуальности и коллективе, вносит элемент условности, контрастирующий с общим реалистически-бытовым тоном комедии.
       Крушение индивидуалистического сознания составляет тему и последней пьесы Ф. — «Концерт». Главный герой — известный композитор Шигорин, замкнувшись в узком кругу своих личных переживаний, приходит к отрицанию искусства, к отказу от музыкальной деятельности. Творческий союз со своим учеником-комсомольцем Кауровым — представителем нового мира, помогает Шигорину вернуться к искусству, найти новые музыкальные темы, достойные великой социалистической эпохи.
       Таким образом Ф. переходит от романтической мелодрамы с детективным сюжетом, абстрагированными героями к реалистической манере письма, пытаясь более правдиво раскрыть психологическую сущность своих новых героев. Однако Ф. не удалось в этой пьесе достичь художественной убедительности: искусственность сюжета, неоправданность ряда психологических моментов, схематичность изображения отдельных персонажей — все это определило неудачу пьесы, к-рая не смогла утвердиться в нашем театральном репертуаре.

Библиография:
Учитель Бубус, изд. МОДПИК, М., 1925; Человек с портфелем, изд. МОДПИК, М., 1928; то же, М., 1929; то же, центр. бюро по распространению драматич. продукции — Цедрам, М., 1934; Неблагодарная роль, комедия, ГИХЛ, М. — Л., 1933; Пьесы, Гослитиздат, Москва, 1935 («Озеро Люль», «Евграф, искатель приключений», «Человек с портфелем», «Неблагодарная роль»); Концерт, Гослитиздат, Москва, 1936.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Файко" в других словарях:

  • Файко — Файко, Алексей Михайлович Алексей Михайлович Файко Дата рождения: 19 (7) сентября 1893(1893 09 07) Место рождения: Москва Дата смерти: 25 января 1978(1978 01 25) …   Википедия

  • ФАЙКО — Алексей Михайлович (1893 1978), русский драматург. Сценический успех имели остросюжетные пьесы Учитель Бубус (1925, постановка В. Э. Мейерхольда), Человек с портфелем (1928) об учёном, карьеристе советской формации, Не сотвори себе кумира (1956)… …   Русская история

  • Файко —         Алексей Михайлович (р. 7(19).9.1893, Москва], русский советский драматург. Окончил историко филологический факультет МГУ (1917). Дебютировал в 1921 (комедия «Дилемма»). Мелодрама «Озеро Люль» (пост. 1923), комедия «Учитель Бубус» (пост.… …   Большая советская энциклопедия

  • Файко А. М. — ФАЙКÓ Алексей Михайлович (1893–1978), рус. драматург. Сценич. успех имели остросюжетные пьесы Учитель Бубус (1925, пост. В. Э. Мейерхольда), Человек с портфелем (1928) – об учёном, карьеристе сов. формации, Не сотвори себе кумира (1956) …   Биографический словарь

  • Файко Алексей Михайлович — (р. 7(19).9.1893, Москва], русский советский драматург. Окончил историко филологический факультет МГУ (1917). Дебютировал в 1921 (комедия «Дилемма»). Мелодрама «Озеро Люль» (пост. 1923), комедия «Учитель Бубус» (пост. 1925), драма «Евграф,… …   Большая советская энциклопедия

  • Файко Алексей Михайлович — (1893 1978), русский драматург. Сценический успех имели остросюжетные пьесы «Учитель Бубус» (1925, постановка В. Э. Мейерхольда), «Человек с портфелем» (1928)  об учёном, карьеристе советской формации, «Не сотвори себе кумира» (1956)  с… …   Энциклопедический словарь

  • ФАЙКО Алексей Михайлович — (1893 1978) русский драматург. Наиболее известна пьеса Человек с портфелем (1928) о советском ученом карьеристе. Пьесы Озеро Люль (1923), Учитель Бубус (1925), Евграф, искатель приключений (1926) отмечены сатирической направленностью, сценической …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФАЙКО Алексей Михайлович — (19.09.1893, Москва 1978), драматург, сценарист. Окончил историко филологический факультет Московского университета (1917). Первые литературные опыты относятся к дореволюционному времени. С 1921 начал работать в качестве клубного инструктора,… …   Энциклопедия кино

  • Файко Ал. Мих. — ФАЙКО Ал. Мих. (1893 1978) драматург. Род. в семье служащего. Окончил ист. филол. ф т Моск. ун та (1917). В 1921 24 совм. с реж. В. Мчеделовым руководил в Москве Студией импровизации . Первая пьеса Ф. Дилемма (1921) была одобрена К. Станиславским …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ФАЙКО Алексей Михайлович — (1893—1978), русский советский драматург. Пьесы «Дилемма» (1921), «Карьера Пирпойнта Блэка» (пост. 1922), «Озеро Люль» (пост. 1923), «Учитель Бубус» (пост. 1925), «Евграф, искатель приключений» (пост. 1926), «Человек с портфелем» (пост.… …   Литературный энциклопедический словарь

Книги



We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.