Уэллс


Уэллс
Уэллс

       
УЭЛЛС Герберт Джордж (Herbert George Wells, 1866—) — современный английский писатель. Р. в семье разорившегося лавочника; вынужден был еще в юности перепробовать разные профессии. Работал аптекарским учеником, посыльным, приказчиком, а после окончания Педагогической академии — учителем. Получив стипендию, Уэллс занимался в университете биологией под руководством Гексли.
       Литературную деятельность У. начал как фельетонист и очеркист (газета «Pell-Mell»). Известность Уэллсу создали романы: «Человек-невидимка» (The Invisible Man, 1897) и «Борьба миров» (The War of the Worlds, 1898); хотя первым опытом У. в области научной фантастики был выдающийся роман «Машина времени» (The Time Machine, 1895), но этот роман прошел незамеченным. Уже эти романы начинают столь характерную для У. линию научной фантастики, в к-рой писатель стремится перейти грани достигнутого, обогнать данные современной науки, предугадать грядущий прогресс технической мысли. У. действительно в отдельных случаях удавалось «заглянуть в будущее». Так он еще при первых полетах Райта предсказал огромную роль авиации в войне («Война в воздухе» — The War in the Air, 1908); У. предсказал возможность использования внутриатомной энергии («Освобожденный мир» — The World set Free, 1914); он создал фантастические романы, посвященные успехам физиологии: «Остров доктора Моро» (The Island of Doctor Moreau, 1896), «Пища богов» (The Food of the Gods, 1904), и на сюжеты межпланетных путешествий («Война миров», «Первые люди на луне» — The First Men in the Moon, 1901 и др.).
       Характерной чертой не только научно-фантастических романов, но и всего творчества У. является обостренное внимание писателя к социальным проблемам. У. творит в эпоху империализма, в эпоху обострения социальных противоречий капитализма, достигшего своей высшей и последней стадии. Рост рабочего движения, хаос монополий и конкуренции, углубляющийся антагонизм классов — все это убеждает У. в неизбежном вырождении капитализма.
       В «Машине времени», где действие перенесено в 802701 год, У. рисует общество капиталистов, выродившихся в элоев (прекрасные ничтожества), и пролетариев, выродившихся в морлоков — полуслепые существа, живущие под землей.
       Уже в этом романе проявляется характерная для У. двойственность: восторженная вера в прогресс науки и техники и глубокий пессимизм в области социальных отношений.
       В романе «Первые люди на луне» его герой застает и на луне антагонизм классов, показанный в гипертрофированных образах.
       В этих фантастических романах У. дает своеобразное отражение противоречий капиталистического общества, проецированных в будущее или перенесенных на другую планету.
       Космическая фантастика У. придает еще большую остроту обнажаемым им реальным противоречиям общественной жизни на земле, но У. не понимает исторической ограниченности противоречий буржуазного строя. У. не верит в революцию, и в самых своих дерзких утопиях он не выходит за пределы буржуазного общества.
       Гуманизм У., его критика современного общества носит чисто рационалистический характер. Он восстает раньше всего против хаоса, против анархии современного общества, он хочет его упорядочить путем реформ и просвещения. У. идеалистически рассматривает проблему социального переустройства, как проблему медленной эволюции, руководимой интеллигенцией, прежде всего — технической. Он проповедует эту идею в произведениях: «Современная утопия» (A Modern Utopia, 1905), «Новый Маккиавелли» (The New Machiavelly, 1911). В последнем произведении У. отступает от идей фабианского — социал-реформистского — общества, к к-рому одно время примыкал, выразив чисто фабианские мысли в таких публицистических произведениях, как «Новый мир для старого» (New Worlds for old, 1908) и «Первое и последнее» (First and Last Things, 1908); по существу, несмотря на внешний разрыв с фабианцами, У. до сего дня не освободился от их теорий. В военные и послевоенные годы У. выразил настроения буржуазной интеллигенции, судорожно цеплявшейся за мистику и религию для оправдания смысла жизни. В это время им был написан ряд романов, проповедующих своеобразный деизм и «богоискательство». «Ибо вера в бога, — писал он еще ранее в Прозрениях (Anticipations, 1902), — означает оправдание всего бытия» («Бог — невидимый король» (God — the invisible King, 1917), «Душа епископа» (The Soul of a Bishop, 1917); «Джоан и Петер» (Joan and Peter, 1918), «Неумирающий огонь» (The Undying Fire, 1919) и др.).
       У. — автор фантастических романов более известен нашему читателю, чем У. — бытописатель английского общества, автор реалистических романов, изображающих жизнь английской буржуазии и интеллигенции. В целом ряде романов («Колеса фортуны» — The Wheels of Chance, 1896, «Любовь и мистер Льюишем» — Love and Mr. Lewisham, 1900, «Киппс» — Kipps, 1905, «Анна-Вероника» — Ann Veronica, 1909, «Белби» — Bealby, 1915, «Страстная дружба» — The Passionate Friends, 1913, «Жена сэра Айзека Хармана» — The wife of sir Isaak Harman, 1914 и др.) У. пытается решить проблему подлинной любви и изображает противоречия буржуазной семьи (один из его романов называется «Брак» — Marriage, 1912); с иронией и печалью рисует образ маленького человека, мелкого буржуа (вроде «Мистера Полли» — The History of Mr Polly, 1910), живущего в обстановке затхлого мещанства, не удовлетворенного жизнью и обреченного метаться в замкнутом кругу; или, наконец, как в «Тоно-Бэнгей» (Tono-Bangay, 1909), создает сатирическую картину косности и тупости буржуазно-аристократической Англии. Особенно характерны в этих романах сатирические нападки на интеллигентов, превратившихся в обывателей, и на социальный строй, принудивший их к этому.
       Примыкающий по жанру к бытовым романам «Мир Вильяма Клиссольда» (The World of William Clissold, 1926), созданный У. в период частичной стабилизации капитализма, является по существу философским и программным произведением. Здесь У. приходит к ложной теории «организованного капитализма», мирового треста, уничтожающего государственные границы, в к-ром ведущую роль играет уже «просвещенный капиталист», совместивший знание и «аристократизм духа» с богатством.
       Несмотря на острую критику хаоса и нелепости буржуазного строя, «Мир Вильяма Клиссольда» и «В ожидании» (Meanwhile, 1927) свидетельствуют о том, что У. продолжает отрицать революционную борьбу как выход из общественных противоречий. Энгельс и Ленин дали развернутую характеристику фабианства, к-рая выясняет многое в творчестве У. Энгельс писал, что фабианцы понимают неизбежность социального переворота, но «страх перед революцией — их основной принцип» (письмо от 18 янв. 1893). «Это высокомерные буржуа, милостиво снисходящие к пролетариату, чтобы освободить его сверху, если бы только он захотел понять, что такая серая, необразованная масса не может сама себя освободить и ничего не может достигнуть без милости этих умных адвокатов, литераторов и сентиментальных баб» (письмо от 11 ноября 1893). Ленин считал, что «самое законченное выражение оппортунизма и либеральной рабочей политики мы имеем, несомненно, в Фабианском Обществе » (т. XVIII, стр. 138).
       Фабианство У. сказалось и в отношении его к Великой Октябрьской социалистической революции. В 1920 У. посетил нашу страну и написал об этом книгу «Россия во мгле» (Russia in the Shadows), из к-рой явствует, что У., находясь во мгле фабианства, не понял сущности социалистической революции. Утопист и фантазер, он стал скептиком, как только столкнулся не с законами капитализма, а с практикой социалистического строительства. Автор романов о 8027 веке назвал ленинский план электрификации «утопией», «плодом богатой фантазии», а Ленина — «кремлевским мечтателем». Всего лишь через полтора десятилетия, во время второго приезда в СССР (1934), У. вынужден был признать, что мечта Ленина стала реальностью. Но У. попрежнему не мог понять значения нашей стройки и защищал в беседе с тов. Сталиным идеи технократии и социализма «по Рузвельту». Тов. Сталин указал У. на несостоятельность этих идей: «Капиталист прикован к профиту, его никакими силами оторвать от него нельзя.
       И капитализм будет уничтожен не организаторами производства, не технической интеллигенцией, а рабочим классом, ибо эта прослойка не играет самостоятельной роли».
       Характерно, что в творчестве последнего времени эти утопические идеи У. нашли выражение в возврате к жанру фантастического романа. В киноповести «Облик грядущего» (1935) «аристократия духа» приводит к гармонии мир, опустошенный будущими империалистическими войнами. У. надеется на изменение даже биологической природы людей («Рожденные звездой» — Star begotten, 1937), проводимое марсианами.
       Являясь свидетелем острого кризиса буржуазного строя и его культуры, У. в своем романе «Игрок в крокет» наряду с гневными сарказмами по адресу политически индиферентного и тупого английского обывателя-буржуа выражает тревогу перед угрозой реакции. У. изображает ее в виде отвратительного чудовища из «Каинова болота». Но Уэллс не преодолел своей буржуазной ограниченности, не встал на путь деятельной борьбы с реакцией, не признал, что только пролетарской революцией может быть создан новый, радостный мир. Отсюда неуверенность Уэллса, его политические и творческие шатания.

Библиография:

I. The Scientific romances of H. G. Wells, with an introd. by the author, L., 1933. На русский язык переведены: Собрание сочинений, 12 тт., изд. «Шиповник», СПБ, 1908—1911 (пер. А. Анненской, Т. Богданович, В. Тана, К. Чуковского и др.; лучшее из дореволюц. изд.); Собрание сочинений, 12 тт., изд. И. Д. Сытина, М., 1909 (прилож. к журн. «Вокруг света»); Полное собрание фантастических романов, Под редакцией М. Зенкевича, 15 тт., «ЗиФ» — ГИХЛ, М. — Л., 1929—1931 (вышли тт. 3—10 и 12—15); Мир Вильяма Клиссольда, пер. Н. П. Вельмина и др., Гиз, Москва — Ленинград, 1928; Облик грядущего. Киноповесть. Пер. С. Г. Займовского, изд. Журн.-газ. объединения, М., 1937; Игрок в крокет, Лондон, 1937.
       

II. Сталин И., Беседа с английским писателем Г. Д. Уэллсом, 23 июля 1934 г., Партиздат, (М.), 1935; Рапопорт С. И., По поводу «Новой утопии», «Вестник Европы», 1906, март; Брагинский М., Уэльс и социализм, «Северные записки», 1913, август; Балашов П., О Герберте Уэллсе, «Лит. критик», 1937, кн. 12; Никулин Л., Три встречи с Г. Уэллсом, «Лит. газета», 1932, № 19 (188) от 23/IV; Олеша Ю., Заказ на страшное, «Тридцать дней», 1936, № 2 (о «Невидимке»); Brooks V., The world of H. G. Wells, N. Y., 1915; Beresford J. D., H. G. Wells, N. Y., 1915; Guyot E., H. G. Wells, P., 1920; Richter H., H. G. Wells, «Anglia», Halle, 1922, Bd. 46; Hopkins R. T., H. G. Wells, Personality character, topography, L., 1922; Brown I., H. G. Wells, L., 1923; Connes G., Etude sur la pensee de Wells, P., 1926; Cross W. L., Four contemporary novelists, N. Y., 1930; West G., H. G. Wells, L., 1932.
       

III. Chappell F. A., Bibliography of H. G. Wells, Chicago, 1924; Wells H. G., The works of H. G. Wells, 1887—1925. A bibliography, dictionary and subject index, L., 1926; Connes G. A., Dictionary of the characters and scenes in the novels, romances and short stories of H. G. Wells, Dijon, 1926.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Уэ́ллс
(Wells) Герберт Джордж (1866, Бромли – 1946, Лондон), английский писатель и общественный деятель.

Г. Уэллс
Г. Уэллс

 
Родился в небогатой семье, с 13 лет работал помощником школьного учителя, аптекаря, был продавцом в лавке. Выиграв стипендию, учился в педагогическом колледже Лондонского ун-та, где изучал биологию, в частности у соратника Ч. Дарвина Т. Гексли. Уэллс работал учителем, создал школьные учебники по биологии и физической географии (1893). Повесть «Аргонавты хроноса» (1888) – первый набросок романа «Машина времени» (1895), который положил начало жанру научной фантастики. Уэллс – автор романов, написанных в новом социально-политическом жанре: «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Когда спящий проснётся» (1899), «Первые люди на Луне» (1901), «Война в воздухе» (1908). Эти романы стали откликом на серьёзные процессы, происходившие в мире на рубеже 19 и 20 вв. Появившиеся в это время социалистические идеи переустройства общества вызвали в литературе всплеск интереса к литературным утопиям. Уэллс пишет роман-трактат «Современная утопия» (1905), в духе модных идей перехода к социализму путём мягких реформ. Но главный прогноз писатель высказывает не в утопических произведениях, а в научно-фантастических книгах. В отличие от Ж. Верна, которого в первую очередь интересовали технические новинки, Уэллс обращает внимание на социальные последствия технических изобретений. Научно-фантастические романы Уэллса проложили дорогу будущим писателям-фантастам, дав новые темы для размышлений и воплощений. В истории мировой литературы до Уэллса герой переносился в будущее, но с помощью либо снов, либо видений, писатель же использовал для такого переноса техническое средство – машину времени. Вместо ожидаемого рая путешественник во времени видит настоящую антиутопию: уродливое, больное общество разделено на изнеженных элоев, потомков аристократов, и звероподобных морлоков, предками которых стали одичавшие рабочие. Этот мрачный прогноз отразил понимание Уэллсом теории разделения общества на классы. Творчество Уэллса не исчерпывается научной фантастикой. Он пишет социально-бытовые романы, в которых исследует взаимоотношения человека и общества, продолжая диккенсовскую традицию внимания к рядовому человеку с его бесцветной и полной лишений жизнью: «Любовь и мистер Люишем» (1900), «История мистера Полли» (1910). В сборниках новелл «Похищенная бацилла и другие события» (1895), «История Платтера и другие» (1897), «Рассказы о пространстве и времени» (1899), «Страна слепых и другие рассказы» (1911) сосуществуют бытовые и фантастические элементы, сочетание которых станет основным приёмом в т. н. «магическом реализме» 20 в. После 1-й мировой войны Уэллс увлекается реформаторскими идеями, пытается найти способы наведения порядка в мире, где воцарился хаос. Привлечённый идеями богостроительства, он пишет книгу «Бог – невидимый король» (1917).



Иллюстрации к роману Г. Уэллса «Человек-невидимка». Художник А. Иткин. 1990-е гг.
Иллюстрации к роману Г. Уэллса «Человек-невидимка». Художник А. Иткин. 1990-е гг.

 
Уэллс трижды посетил Россию: в 1914, 1920 и 1934 гг. В 1920 г. он встречался с В. И. Лениным, свои впечатления отразил в книге «Россия во мгле» (1920), где назвал вождя революции кремлёвским мечтателем, планы которого (особенно план электрификации России) не могут быть реализованы. В 1920-х гг. Уэллс продолжал искать пути преобразования человечного общества в просвещении и перевоспитании людей, руководимых просвещёнными аристократами: утопические романы «Люди как боги» (1923), «Мир Уильяма Клиссольда» (1926). Накануне 2-й мировой войны Уэллс одним из первых понял опасность фашизма: роман «Самодержавие мистера Паргема» (1930), повесть «Игрок в крокет» (1936).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Уэллс" в других словарях:

  • Уэллс — (Wells) город в Англии (см. Великобритания) с 8 тыс жителей (2001). Весь этот уютный городок находится в тени знаменитого готического собора. Западный фасад украшен 300 статуями, расположенными в несколько рядов. Собор отличается от других… …   Географическая энциклопедия

  • УЭЛЛС — (Wells) Герберт Джордж (1866 1946), английский писатель. Классик научно фантастической литературы. В романах Машина времени (1895), Человек невидимка (1897), Война миров (1898) опирался на новейшие естественно научные концепции; осмысливая… …   Современная энциклопедия

  • УЭЛЛС —         (Wells) Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли, 13.8.1946, Лондон), англ. писатель, один из родоначальников науч. фантастики и бурж. футурологии. Получил известность в 90 х гг. 19 в. как писатель фантаст («Машина времени», 1895; «Остров д ра… …   Философская энциклопедия

  • Уэллс Г. — Герберт Уэллс Herbert Wells Герберт Уэллс Дата рождения: 21 сентября 1866 Место рождения: Бромли, Великобритания Дата смерти: 13 августа 1946 Место смерти …   Википедия

  • Уэллс Г. Д. — Герберт Уэллс Herbert Wells Герберт Уэллс Дата рождения: 21 сентября 1866 Место рождения: Бромли, Великобритания Дата смерти: 13 августа 1946 Место смерти …   Википедия

  • Уэллс Д. — Орсон Уэллс Orson Welles Джорж Орсон Уэллс (март 1937) Имя при рождении: Джордж Орсон Уэллс George Orson Welles Дата рождения: 6 мая 1915 …   Википедия

  • Уэллс Д. О. — Орсон Уэллс Orson Welles Джорж Орсон Уэллс (март 1937) Имя при рождении: Джордж Орсон Уэллс George Orson Welles Дата рождения: 6 мая 1915 …   Википедия

  • Уэллс — Фамилии Уэллс (англ. Wells, Welles) английские фамилии: Уэллс, Герберт Джордж (1866 1946)  британский писатель и публицист. Герман Уэллс (англ.) (1902 2000) 11 й президент Индианского университета в Блумингтоне Уэллс, Джон (ум.… …   Википедия

  • Уэллс — I Уэллс (Wells)         Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли, – 13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил из мелкобуржуазной среды. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 получил два учёных звания по биологии, с 1942 доктор биологии …   Большая советская энциклопедия

  • Уэллс Г. Д. — УЭ́ЛЛС (Wells) Герберт Джордж (1866–1946), англ. писатель. Классик науч. фантастич. лит ры. В ром. Машина времени (1895), Человек невидимка (1897), Война миров (1898) опирался на новейшие естеств. науч. концепции; осмысливая историю развития …   Биографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Уэллс» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.