Уайльд


Уайльд
Уайльд

       
УАЙЛЬД Оскар (Oscar Fingall o’Flaherty Wilde, 1856—1900) — известный английский писатель, происходил из ирландской дворянской семьи; отец — выдающийся врач и ученый. У. окончил Оксфордский ун-т. С юных лет У. становится великосветским денди, законодателем мод. В печати У. выступил со сборником «Стихотворения» (1881), написанным в духе прерафаэлитов. С 1883 подолгу жил в Париже, воспринимая сильное влияние французской литературы, гл. обр. Готье, Бодлера, парнасцев и декадентов. В 1883 написал в духе елизаветинской драмы трагедию в стихах «Герцогиня Падуанская» (The Duchess of Padua). Период зрелого и интенсивного литературного творчества У. охватывает 1887—1895. В эти годы появились: сборник рассказов «Преступление лорда А. Севиля» (Lord Savile’s crime, 1887), два тома сказок «Счастливый принц» (The Happy prince, 1888) и «Гранатовый домик» (A Hous of pomegranates, 1892), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды У. — «Упадок лжи» (The Dacay of Lying, 1889), «Критик как художник» (The Critic as Artist, 1890) и др. В 1891 вышло в свет наиболее прославленное произведение У. — роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray). С 1892 начал появляться цикл великосветских комедий У., написанных в духе драматургии Ожье, Дюма-сына, Сарду, — «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan, 1892), «Незначительная женщина» (A woman of no importance, 1893), «Идеальный муж» (An ideal husband, 1894), «Как важно быть серьезным» (The importance of being earnest, 1895). Эти комедии, лишенные действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. В 1893 У. написал на французском яз. драму в стихах «Саломея», имевшую еще больший успех. Блестящая карьера У. была пресечена двумя годами каторжной тюрьмы, к к-рой он был приговорен по обвинению в гомосексуализме. В тюрьме он написал свои последние произведения — «Балладу Редингской тюрьмы» (Ballade of Reading Gaot, 1898) и свою исповедь «De profundis» (1897, опубл. 1905). В Англии У. был подвергнут бойкоту. Прожив еще 3 года в одиночестве и нищете, неспособный к творчеству, У. умер в 1900 в Париже.
       Основной образ у Уайльда — денди-вивер, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельченного ницшеанства. Конечная цель индивидуализма У. — полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. «Высшие натуры» У. наделены утонченной извращенностью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой «Саломея». Соответственно кульминационной точкой эстетизма У. оказывается «эстетика зла». Однако воинствующий эстетический имморализм является у У. лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях У. к восстановлению прав этики.
       Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, У. все же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанской». В комедиях У. совершается «снятие» имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершенного антиморального поступка. Следуя по пути «эстетики зла», Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом — тема сказок «Звездное дитя» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and his soul). Рассказы «Кентрвилльское привидение» (The Canterville ghost), «Натурщик-миллионер» и все сказки У. кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к к-рой У. пришел в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был У. и заигрываний с социализмом («Душа человека при социалистическом строе» (The soul of man under socialism, 1891)), к-рый в представлении У. ведет к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма. Этот своеобразный «потребительский» псевдосоциализм У. рекомендует «в интересах самих богатых».
       Искусство У. было искусством буржуазного декаданса империалистической эпохи. Если У. часто иронизирует над светской средой, над ее пустотой, лицемерием, то это не более как благожелательная критика своего класса. Его проповедь филантропии, внутреннего совершенствования членов господствующего класса, даже некоего «социализма», все это теснейшим образом связано с традициями торийского реформаторства, с отзвуками идей «Молодой Англии», с тем буржуазным или консервативным социализмом, о к-ром К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» пишут: «Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества».
       Творческий метод У., соприкасаясь с импрессионизмом, далеко не совпадает с ним. Отталкиваясь от реализма, У. приходит не столько к субъективированию картины мира, сколько к формалистическому эстетизму, декоративизму.
       В стихах, сказках, романе У. красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания — не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение У. к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики У. характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развернутых, крайне детализированных. Сенсуализм У., в отличие от импрессионистического, не ведет к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определенность предмета, не расплывающегося, но сохраняющего четкость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.
       У. с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика У., лишенная мистической окраски, является либо обнаженно-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма У. вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм. В конце жизни, склоняясь к христианству, У. воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у У. приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов, оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота ее выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, к-рый свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы У. имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение — показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадежность нашего знания. У. оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 90-х гг.

Библиография:

I. Collected works, ed. by R. Ross, 14 vls, L., 1907—1909; Собр. соч. в 7 тт., изд. Саблина, 1906—07; Собр. соч. в 4 тт., изд. Маркса, отд. соч. в изд. «Скорпион», «Польза» и др.
       

II. Symons A., Studies in prose and verse, L., 1904; Его же, A Study of O. Wilde, L., 1931; Sherard R. H., The Life of O. Wilde, L., 1906 (переиздание); Его же, The Real O. Wilde, L., 1917, Ransome A., O. Wilde, L., 1912; Hopkins R. T., O. Wilde, a study of the man and his work, L., 1913; Richter H., O. Wildes Dichterische Personlichkeit, «Englische Studien», 1912, Bd. 45; Harris F., O. Wilde, his life and confession, 3 rd. ed., 2 vls, N. Y., 1918; Millard C. S., O. Wilde and the aesthetic movement, Dublin, 1920; Bendz E., O. Wilde a retrospect, Goteborg, 1921; Hagemann C., O. Wilde, Stuttgart, 1925; Choisy L. F., O. Wilde, P., 1927; Davray H., O. Wilde, P., 1928; Lemonnier L., La vie d’Oscar Wilde, P., 1931; Braybrooke P., O. Wilde, 2 nd ed., L., 1932; Renier G., O. Wilde, P., 1933; Венгерова З., Лит. характеристики, СПБ, 1897; Коган П., Очерки по ист. зап.-европ. лит., т. III; Чуковский К., Уайльд, П., 1922; Аксельрод Л., Мораль и красота в произв. Уайльда, Ив.-Возн., 1923.
       

III. Mason S., Bibliography of O. Wilde, London, 1914.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Уа́йльд
(Wilde) Оскар Фингал О’Флаэрти Уилс (1854, Дублин – 1900, Париж), английский писатель.

О. Уайльд. Портрет работы А. Тулуз-Лотрека. 1894 г.
О. Уайльд. Портрет работы А. Тулуз-Лотрека. 1894 г.

 
Родился в Ирландии, в семье известного дублинского офтальмолога. Большое влияние на формирование Уайльда оказала мать-писательница. Учился в Дублинском и Оксфордском ун-тах. Под воздействием лекций Дж. Рёскина, проповедовавшего культ прекрасного в искусстве и в жизни, Уайльд присоединился к эстетскому движению и вскоре стал его лидером. Он стал апологетом «искусства для искусства» и культа красоты, стиль его прозы отличается стремлением к декоративности, изобилует парадоксами, искромётным остроумием. Поэма «Равенна» (1878) и сборник «Стихотворения» (1881) написаны в традициях эстетского движения, в них сильно влияние импрессионизма. Поэт воспевает античность, красоту, передаёт яркие мимолетные впечатления, прославляет Дж. Мильтона, П. Б. Шелли, Дж. Китса, провозглашает свободу искусства от морали. Поэзия Уайльда отличается изысканностью языка и изяществом стиля. В 1882 г. писатель совершил триумфальный тур по США, читая лекции по эстетике. Активно работал: создал сборники сказок «Счастливый принц» (1888), «Гранатовый домик» (1892), «Преступление лорда Артура Севиля» (1891), роман «Портрет Дориана Грея» (1891), драму «Саломея» (1893), комедии «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьёзным» (1985), сборник эссе по эстетике «Замыслы» (1891). Провозглашаемые Уайльдом имморализм и эстетизм в искусстве нередко вступали в противоречие с его собственным творчеством: в сказках и романе «Портрет Дориана Грея» даются чёткие оценки героев и их поступков. Литературная карьера и общественное положение писателя рухнули, когда в 1895 г. его приговорили к двум годам тюремного заключения по обвинению в аморальном поведении (поэма «Баллада Редингской тюрьмы», 1898). Выйдя из тюрьмы, жил в одиночестве и безвестности во Франции. После смерти увидела свет прозаическая исповедь «De profundis» («Из бездны»; полный текст издан в 1962). Последние произведения Уайльда отличает появление элемента социального протеста и мотивов сочувствия человеческому страданию.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Уайльд" в других словарях:

  • Уайльд — Уайльд, Оскар (1856 1900) известный английский поэт и писатель, автор очень популярного у нас в начале века романа Портрет Дориана Грея . В образе Дориана Грея изображен эстет аморалист, ставивший красоту выше всего на свете и открывший во имя ее …   1000 биографий

  • Уайльд —         Уайлд (Wilde) Оскар Фингал О Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин, 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник «Стихотворения» (1881) имел успех. Под влиянием… …   Большая советская энциклопедия

  • Уайльд — Уайлд, Уайльд, Вайлд (англ. Wilde, Wild, Wylde)  многозначный термин. Уайлд, Грегг (род. 1991)  шотландский футболист. Уайлд, Джек (1952 2006)  британский актёр и певец. Уайлд, Джонатан (1683 1725)  знаменитый английский… …   Википедия

  • Уайльд — Оскар (1854 1900), англ. писатель, пользовавшийся широкой популярностью в кон. XIX в. В 1895 г. обвинен в нарушении нравственности и гомосексуальных отношениях с лордом Альфредом Дугласом, сыном маркиза Куинсберри. Осужден на два года заключения… …   Сексологическая энциклопедия

  • УАЙЛЬД — (Оскар У. (1854 1900) англ. писатель) Я только рыцарь и поэт, Потомок северного скальда. А муж твой носит томик Уайльда, Шотландский плэд, цветной жилет... АБ908 (III,164) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Уайльд Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс — Уайльд, Уайлд (Wilde) Оскар Фингал О Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин,‒ 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник «Стихотворения» (1881) имел успех. Под влиянием… …   Большая советская энциклопедия

  • УАЙЛЬД (Wilde) Оскар — (1854 1900) английский писатель. В изысканно орнаментованных стихах близок французским символистам. Лиричные, возвышенные по стилю и содержанию сказки. В философском романе Портрет Дориана Грея (1891) развенчал декадентское представление о… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Уайльд, Оскар — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Уайльд. Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Уайльд, Оскар Фингал О’Флаэрти Уилс — Оскар Уайльд Oscar Wilde Дата рождения: 16 октября 1854 Место рождения: Дублин, Ирландия Дата смерти: 30 ноября 1900 Место смерти: Париж …   Википедия

  • Уайльд Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс — Оскар Уайльд Oscar Wilde Дата рождения: 16 октября 1854 Место рождения: Дублин, Ирландия Дата смерти: 30 ноября 1900 Место смерти: Париж …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Уайльд» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.