- Тэффи
- Тэффи
-
ТЭФФИ Надежда Александровна (1876— (псевдоним Н. А. Бучинской)) — поэтесса и беллетристка. Т. — дочь криминалиста, сестра поэтессы М. А. Лохвицкой. Окончила петербургскую гимназию. Печататься начала с 1901. В 1910 в изд. «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористических рассказов». С 1918 — белоэмигрантка.
Культ любви, сладострастия, густой налет восточной экзотики и символики, воспевание различных экстатических состояний души — основное содержание поэзии Т. Изредка и случайно звучали здесь мотивы борьбы с «самовластьем», но социальные идеалы Т. были крайне неопределенны. С начала 10-х гг. Т. перешла к прозе, дав ряд сборников юмористических рассказов. В них Т. поверхностно критикует некоторые обывательские предрассудки и привычки, в сатирических сценках изображает жизнь петербургского «полусвета». Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с к-рыми соприкасаются основные герои; это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Кроме стихов и рассказов Т. написала и перевела ряд пьес. Первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена петербургским Малым театром; несколько других шло в разное время в столичных и провинциальных театрах. В эмиграции Т. написаны рассказы, рисующие дореволюционную Россию, все ту же мещанскую жизнь. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд белоэмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной эмигрантской жизни. Рассказывая о «сладких воспоминаниях» эмигрантщины, Т. приходит к ироническому изображению дореволюционной России, показывает тупость и никчемность обывательского существования. Эти произведения — свидетельствуют о жестоком разочаровании писательницы-эмигрантки в людях, с к-рыми она связала свою судьбу.Библиография:
Семь огней, изд. «Шиповник», СПБ, 1910; Юмористические рассказы, кн. 1, изд. «Шиповник», СПБ, 1910; кн. 2. Человекообразные, СПБ, 1911; И стало так, СПБ, 1912; Карусель, СПБ, 1913; Миниатюры и монологи, т. I, изд. М. Г. Корнфельда, СПБ, 1913; т. II, изд. Т-ва «Новый сатирикон», П., 1915; Дым без огня, СПБ, 1914; Ничего подобного, П., 1915; Неживой зверь, П., 1916; Вчера, Петроград, 1918 (все в изд. «Новый сатирикон»); Тихая заводь, Париж, 1921; Взамен политики. Рассказы, «ЗиФ», Москва — Ленинград, 1926; Вчера. Юмористич. рассказы, изд. «Космос», Киев, 1927; Танго смерти, изд. ЗиФ, М., 1927, и др.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Тэ́ффи
-
(настоящая фамилия Лохвицкая, в замужестве Бучинская) Надежда Александровна (1872, Санкт-Петербург – 1952, Париж), русская писательница.
Тэффи (Н. А. Лохвицкая)
Начинала с наивно-подражательных стихов, проникнутых мотивами одиночества и смерти; первая книга – сборник «Семь огней» (1901). Но уже в стихотворной пародии «Покаянный день: Драматическая сцена в одном акте» (1901) нашла новый путь. Её сатирические стихи, рассказы и фельетоны, высмеивающие (не без грустного снисхождения) образ жизни, нравы и систему ценностей обывателя и государственные институты, печатались в оппозиционной периодике, в т. ч. в журнале «Сатирикон» А. Т. Аверченко. Сборники прозы «Юмористические рассказы» (1910), «И стало так…» (1912), «Дым без огня» (1914), «Неживой зверь» (1916) и др.; сборник пьес «Миниатюры и монологи» (1915). С 1920 г. в эмиграции. Смятение, неприкаянность, тоска по родине русских беженцев отразилась в сборниках рассказов «Рысь» (1923), «Городок», «На чужбине» (оба – 1927) и др., в мемуарах «Воспоминания» (1931), содержащих впечатления от встреч с Г. Е. Распутиным, В. И. Лениным, А. Ф. Керенским, И. А. Буниным, А. И. Куприным и др. Размышления о «земном» и «вечном», противопоставление детства миру взрослых, вера в торжество радостных начал бытия – в зрелой лирике Тэффи, в сборниках рассказов «О нежности» (1938), «Всё о любви» (1946). Оставила также психологическую прозу: «Авантюрный роман» (1932), повесть «Передел» (1924). Книга «Ведьма» (1936) посвящена народным суевериям и обычаям. Лучшие произведения Тэффи отмечены лаконизмом, зоркой наблюдательностью и непринуждённым остроумием, она продолжила традицию изображения «маленького человека», превратившегося у неё в одинокого чудака, простодушного ребёнка, сумасбродную женщину или растерянного изгнанника, показанных с горечью, сочувствием и иронией.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.