Сэами


Сэами
Сэами

       
СЭАМИ Юсаки Мотокие (1363—1443) — теоретик феодальной драматургии и основоположник японского театра Но. Этот вид театрального творчества в первоначальном своем виде являлся выражением народного искусства. С основанием С. школы театрального искусства Кандзэ, покровительствуемой феодальным сюзереном Японии сёгуном Асикага Еосимицу (1368—1394), театр Но был им превращен в театр феодальной аристократии, идеология к-рой широко распространялась среди мелкого дворянства — самурайства.
       Как драматург С. написал и переработал около 150 пьес из основного репертуара (200 пьес) театра Но. С. придал этим пьесам законченную драматическую форму ёкёку — драматизированная поэма, к-рая состояла из пролога, диалога и эпилога и рассчитана на двух исполнителей, нескольких вспомогательных персонажей («спутников»), а также участие хора. С. выработал виды сценических движений и танцев и разработал музыкальную сторону театра Но, установив форму ариозо для лирических частей, хоровых песен, для эпического повествования, хора, декламационного речитатива для диалогов. В трактате о театре и драматургии («Кадэнсё») С. признавал необходимость воплотить в искусстве Но все типы своего времени — вплоть до «угольщиков и солеваров», а в качестве основных положений выдвигал принцип реалистического отображения жизни («мономанэ») и принцип художественного преломления этой жизненной правды («юген»). С. был не только драматургом, композитором, хореографом, теоретиком и критиком, но также актером и режиссером-постановщиком, воплощая т. о. в себе теорию и практику феодально-аристократической драматургии.
       Наиболее ценными пьесами С. являются: «Такасаго», «Иоро», «Хакуракутэн» и др. — из цикла мистерий; «Иоримаса», «Кагэкиё», «Санзимори», «Ацумори» и др. — из цикла героических пьес; «Юя», «Хагоромо» и др. — из цикла романтических пьес; «Сумидагава», «Миидэра», «Сэмимару» и др. — из цикла бытовых пьес; «Курумадзо», «Ямауба» и др. — из цикла фантастических пьес.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Сэами" в других словарях:

  • Дзэами (Сэами) Мотокиё — (1363—1443), японский драматург, режиссёр, актёр, теоретик музыкальной драмы Но (театр масок). Многочисленные пьесы — ёкёку, большей частью вошедшие в современный репертуар театра Но, в том числе «Киёцунэ», «Ацумори». Около 20 трактатов …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — (яп. тэцугаку) понятие «философия» появилось в Японии лишь в период Мэйдзи (1868 1912) для обозначения зап. филос. учений, имеющих форму рационально выраженного научного знания. Поэтому многие яп. ученые того времени (начиная с Накаэ Тёмина)… …   Философская энциклопедия

  • Дзэами — (Сэами) (1363 1443), японский драматург, режиссёр, актёр, теоретик драмы театра масок ноо. Сын Канъами. Многочисленные лирические пьесы  йокёку, большей частью вошедшие в современный репертуар (в том числе «Киёцунэ», «Ацумори»). Около… …   Энциклопедический словарь

  • ДЗЭАМИ — ДЗЭАМИ, Сэами (наст. имя Юсаки Сэами Таю Мотокиё) (1363—1443), японский драматург, теоретик драмы, режиссер и актер театра но. Ок. 120 лирич. пьес (йокёку), вошедших в совр. репертуар театра но, в т ч. «Киёцунэ», «Ацумори» (обе п. 1979) …   Литературный энциклопедический словарь

  • ДЗЭАМИ — (Сэами) (1363 1443), японский драматург, режиссер, актер, теоретик драмы театра Ноо. Сын Канъами. Многочисленные пьесы екеку, большей частью вошедшие в современный репертуар. Ок. 20 трактатов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Канъами —         одна из старейших актёрских династий японского театра Ноо. Наиболее известны: Киёцугу К. (1333 84) основатель этой династии. В г. Ига основал театр «Кандзэдза», где в представлениях объединил зрелищные элементы 10 11 вв. саругаку, 11 16… …   Большая советская энциклопедия

  • ЯПОНИЯ. ИСТОРИЯ — Истоки. Археологические исследования показали, что ок. 5000 лет до н.э. на территории Японии обитали неолитические племена. Очевидно, что в более позднее время на формирование физического типа и становление культуры местного населения немалое… …   Энциклопедия Кольера

  • Но — Ноо, или ногаку, самая строгая театральная классика Японии. Это первая всесторонне развитая форма традиционного театрального искусства Японии. Кроме искусства бугаку, ставшего искусством аристократии, в середине VIII в. в Японию с материка было… …   Вся Япония

  • Япония — гос во в Вост. Азии. В первой половине I тыс. н. э. известна как страна Ямато. Название от этнонима ямато, который относился к союзу племен, живших в центр, части о. Хонсю, и означал люди гор, горцы . В VII в. для страны принимается название… …   Географическая энциклопедия

  • Югэн — (яп. 幽玄 «сокровенный, тайный, мистический»?)  эстетическая категория в японской культуре, обозначающая интуитивное, предполагаемое, нежели явное, очевидное восприятие сущности объекта (в основном, природы, иногда  произведения… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.