- Афанасьев
- Афанасьев
-
АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826–1871) — известный собиратель и исследователь устной народной поэзии, стремившийся перенести на русско-славянскую почву мифологическую теорию братьев Гримм, Куно-Шварца, Макса Мюллера и Мангардта. Особой популярности основных трудов А. (особенно о сказках) способствовало, наряду с огромной эрудицией и увлекательным изложением, исключительное славянолюбие автора. В научно-методологическом отношении они уже давно потеряли всякое значение. Но собрания А. остаются еще основным источником по русской народной сказке (пять томов русских сказок, том народных легенд, сборник порнографических сказок и т. д.).Библиография:
Венгеров С. А., Критико-биографич. словарь, т. I, СПБ., 1889; Пыпин, История русской этнографии, 4 тт., СПБ., 1890–1892; Ягич И. В., Энциклопедия славянской филологии, в. I, СПБ., 1910.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Афана́сьев
-
Александр Николаевич (1826, Богучар Воронежской губ. – 1871, Москва), русский фольклорист, литературовед, критик, историк. Окончил Московский ун-т. Первые опубликованные работы Афанасьева посвящены рус. истории. В 1848–53 гг. сотрудничал в журнале «Современник», где напечатал большое количество статей исторической тематики и рецензий, а также критические обозрения современной литературы.
А. Н. Афанасьев
В 1850 – нач. 1860-х гг. занимался библиографическими разысканиями в области истории рус. журналистики и литературы 18 в. Подготовил критические переиздания ряда сатирических журналов Н. И. Новикова.
Наиболее значительные труды Афанасьева связаны с исследованиями в области славянской мифологии и духовной культуры, а также с публикацией памятников рус. фольклора. Особое место в этом ряду занимает фундаментальное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1–3, 1865–69), в котором на основании анализа произведений устного народного творчества Афанасьев предпринял первую серьёзную попытку воссоздания славянской мифологии как целостного мировоззрения. Несмотря на то что Афанасьеву было присуще излишне прямолинейное отождествление фольклора и мифологии, его труд до сих пор сохраняет огромную научную ценность для фольклористов, этнографов, антропологов и других специалистов.
Ещё большую известность получили опубл. Афанасьевым «Народные русские сказки» (1855—63). Это уникальное собрание было подготовлено им на основе архивных материалов Русского географического общества, дополненных записями В. И. Даля. Издание отличает редкостная полнота, тщательность и логичность систематизации, бережное отношение к живому народному слову. Всё это позволило сборнику Афанасьева практически сразу же стать классическим образцом научного издания фольклорных памятников. В 1859 г. Афанасьев опубл. сборник «Народные русские легенды», который был запрещён по требованию духовной цензуры. Незадолго до смерти подготовил сборник «Русские детские сказки» (1870), тексты которого адаптированы в педагогических целях.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.