- Сова
- Сова
-
СОВА Антонин (Antonin Sova, 1864—1926) — крупный чешский поэт. Р. в южной Чехии в семье учителя. Был директором городской Публичной библиотеки в Праге.
Начав литературную деятельность сторонником импрессионистического реализма, С. быстро перешел к символизму, став во главе его. Первым сборником стихотворений С. является книга «Realisticke sloky» (Реалистические стихи, 1890), написанная традиционным еще стихом и содержащая идиллические картинки из быта южной Чхии. Сборник стихов «Soucit a vzdor» (Жалость и отпор, 1894) означал уже поворот к символизму. Книга являлась протестом против враждебной действительности и примыкала своей тематикой к мелкобуржуазному бунтарству.
В этой книге, равно как и в следующей «Zlomena duse» (Сломанная душа, 1896), С. выработал канон чешского символизма: свободный стих, метафорический язык включение в поэтический словарь языкового материала философии, абстрактных понятий и т.д.
С. основное свое внимание уделяет углубленной разработке темы личности. Его лирика — это постоянная разработка тем: человек и природа, человек и враждебная действительность. Так напр. одна из его лучших баллад «Balada o jednom clowicu a jego radostich» (Баллада об одном человеке и его радостях) содержит центральную мысль о тщетности человеческой жизни и беспомощности человека перед действительностью.
В дальнейшем творчестве С. социально звучащий индивидуалистический протест заглушается идеалистическими мечтами о новом человечестве и царстве любви. С. становится мастером баллады и песни. Из ряда сборников стихов этого периода следует отметить «Zapasy a csudy» (Бои и судьбы, 1910).
В конце своей жизни С. пытался примкнуть к революционному рабочему движению. В 1920 выпустил сборник стихов «Krvacejici bratrstvi» (Кровоточивое братство, 1920), но быстро повернул к национализму, напуганный ростом революционных настроений пролетариата. С. написал также несколько прозаических книг, из к-рых роман «Torna Bojar» (Тома Бояр, 1910) идеализирует современного чешского кулака.
С. является также автором нашумевшего в свое время поэтического памфлета «Theodorori Mommsenori» (Теодору Моммсену), выступая в нем с защитой чешского народа против немецкого ученого, к-рый нападал на чехов как на народ «низшей расы».
Поэзия С. оказала большое влияние на чешскую поэзию послевоенного периода, в частности на литературную школу «пролетарская поэзия», во главе к-рой стоял поэт Волкер (Volker).Библиография:
SaldaF.X. — статьи в «Prehled, 1904; ZverinaL.N., Antoniu Sova, Praha, 1919, и др.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.