- Смоллет
- Смоллет
-
СМОЛЛЕТ Тобайас (Tobias Smollett, 1721—1771) — английский романист, родом шотландец. Происходил из обедневшей ветви дворянского рода. Получил медицинское образование. Попал хирургом на военный корабль. Участвовал в неудачной для англичан операции против испанской крепости «Картахены» (Караибское побережье), сатирически описанной им в «Родрик Рондоме». «Р.Рондом» (The Adventures of Roderick Random), его первый роман, вышел в 1748 и имел очень большой успех. С этого времени С. посвящает себя всецело литературе, пишет романы («The Adventures of Peregrine Pickle» — «Перегрин Пикл», 1751; «The Adventures of Ferdinand, count Fathom» — «Фердинанд Фадом», 1752; «The Adventures of sir Lancelot Greaves» — «Ленсеит Гривз», 1760, отд. изд. 1762), переводит «Жиль Блаза» (1749) и «Дон-Кихота» (1755), работает над разными компиляциями («History of England» — «История Англии», 1757—1765, и др.). В начале 60-х гг. (с 1762 по 1763) С. редактирует «Британца» (The Briten) — орган новой партии «друзей короля», но в борьбе с такими блестящими противниками из «народной партии», как сатирический поэт Черчил и знаменитый агитатор Уилкс, он оказывается очень скоро уничтоженным. Умер С. в Италии, куда уехал лечиться; последний его роман «Хамфри Клинкер» (The Expedition of Humphry Clinker) вышел посмертно (1771).
С. занимает очень видное место среди великих реалистов XVIIIв. Особенно близок он к Филдингу, к-рому однако уступает в идейной цельности, сознательности, художественной целенаправленности. В своем первом и лучшем, если не считать «Хамфри Клинкер», романе Смоллет сумел полагать изнанку английского буржуазного прогресса XVIIIв. Главное в творчестве С. — эти беспощадные и «свирепые» главы в «Родрике Рандоме», где он изображает жизнь матросов военного флота, насильственную вербовку, дикий произвол офицеров, ужасающую антисанитарию и т.д. и историю проститутки, мисс Уильямс. Но никаких обобщений, никаких выводов С. не делает и, исчерпав запас мрачных впечатлений своих «годов странствий», он в своих позднейших романах к этим темам уже не возвращается.
«Родрик Рандом» и «Перегрин Пикл» — крайне бесформенные романы, построенные по принципу нанизывания эпизодов в стиле «Жиль Блаза», но без объединяющей идеи.
Главные герои, являясь несомненно типичными фигурами своего времени, лишены подлинного художественного единства, т.к. у автора нет определенного, выдержанного отношения к ним. Перегрин — богатый молодой человек, сын купца, ставшего дворянином, — совершает множество мерзостей и подлостей, к-рые описываются без осуждения, но и без всякого замазывания, и в то же время все время предполагается, что он остается отменно-благородным молодым джентльменом, к-рому надо сочувствовать. Эта композиционная наивность объясняется отсутствием идейного стержня, отсутствидм последовательного отношения к действительности. Комические персонажи необоснованно ярки, но яркость эта преимущественно внешняя; методы С., напоминающие методы английских карикатуристов XVIIIв. (особенно Ролинсона), не остались без влияния на Диккенса.
«Хамфри Клинкер» резко выделяется из других романов С. и по выполнению и отделке стоит значительно выше. Тут оказалось влияние Филдинга и Стерна. Роман написан в письмах и представляет ряд замечательно живых комедийных образов, выдержанных в гораздо менее фарсовых тонах, чем в ранних романах. В отличие от «Родрика» и «Перегрина» роман имеет и определенную идеологическую установку, консервативную, направленную к прославлению агрария, по существу уже капиталистического, умножающего свои богатства, но чуждающегося как вульгарной погони за прибылью, так и всяких непроверенных новшеств. Больше, чем где бы то ни было, в английском романе XVIIIв. выдвигается идея социального авторитета имущих, их господства над неимущими, — явный признак обострения социальных отношений в момент последних, окончательных экспроприаций крестьянской собственности и накануне французской революции. Хронологически «Хамфри Клинкер» завершает собой «героический» период раннего английского буржуазного реализма, начатый в 1719 «Робинзоном Крузо». Прямых наследников С. не оставил, но через три четверти столетия творчество его оказало сильное на английский авантюрный роман (30—40-х гг.) — Ливер, Ловер, Мариэт — и в значительной мере на Диккенса.Библиография:I. Miscellaneous works, 6 vv., Edinburgh, 1790; with R.Anderson memoir, 6 vv., L., 1796; Works. ed. by J.Moore, 8 vv., L., 1797; ed. by G.Saintsbury, 12 vv., L., 1895; ed. by W.E.Henley a. T.Seccombe, 12 vv., L., 1899—1901; Letters of T.Smollett, ed. by E.S.Noyes, Cambridge, Mass, 1926. На русский яз. переведено: Родерик Рендом Роман, СПБ, 1861; Приключения Перигрина Пикля, перев. и комментарий А.В.Кривцовой и Евг.Ланна. Статьи Д.Мирского и Евг. Ланна, т.I, изд. «Academia», М. — Л., 1934 (отзывы об этом изд.: ПетровС., «Художественная литература», 1935, №12; СпасскийЮ., «Литературное обозрение», 1936, №3).
II. HazlittW., Lectures on the English comic writers, L., 1819; ScottW. (Fielding and Smollett), в серии «Ballantyne’s Novelists Library», v. II—III, L., 1821; ThackerayW.M., The English humoritts of the XVIII-th century, L., 1853; ChambersR., Smollet; his life... L., 1867; HannayD., Life of T.Smollett, L., 1887; SmeatonG., T.Smollett, Edinburgh, 1897; DibeliusW., Englische Roman; kunst, Berlin, 1910; BuckH.S., Study in Smollett, New Haven, Conn., 1925; Его же, Smollett as poet, там же, 1927; MelvilleL., The life and letters of T.Smollett, L., 1926; BenjaminL.S., Life and letters of T.Smollett, Boston, 1927; WierstraF.D., Smollett and Dickens, Diss., Amsterdam, Den Helder, 1928; Ланн Евг., Литературная деятельность Смоллета и его «Перигрин Пикль», в указ. выше изд. «Приключений Перигрина Пикля», М. — Л. 1934; МирскийД., Смоллет и его место в истории европейского романа, там же.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.