- Скальды
- Скальды
-
СКАЛЬДЫ — староскандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории литературы оно применяется только к поэтам придворным (так наз. hofudhskald — «главным поэтам») в отличие от рапсодов, так наз. «народных» (см. Эдда). Время и место возникновения поэзии С. нам неизвестны. Древнейший памятник ее — «Рагнарсдрапа» Браги Старого (Brage den Gomle, ок. 830) — не моложе самых старых песен Эдды. Неизвестен также источник новых форм, введенных С.; кельтское происхождение их не может быть доказано за неимением точных эквивалентов. Первые скальды — норвежцы, но со времени колонизации Исландии это искусство почти целиком перешло к исландцам.
С. не являлись профессионалами-литераторами: в эпоху викингов они — купцы, воины и земледельцы, в XII—XIIIвв. — очень часто клерики. Были среди С. и женщины (как королева Гунхильд, жена Эйрика Кровавой Секиры, Xв.). Порой С. становился дружинником короля, сражался и умирал вместе с ним (как Тормод Кольбрунарскальд); некоторые С. занимали при дворе высокие должности (Сигхват Тордарсон, XIв.); другие лишь на время покидали исландское поместье, чтобы разъезжать по разным дворам и воспевать конунгов и ярлов. Многие норвежские короли (Харальд Прекрасноволосый, Олаф Трюггвасон, Олаф Святой, Харальд Суровый и др.) сами были поэтами. В награду за панегирик С. получал богатую одежду, деньги, роскошный щит или даже целую ладью груженую товаром. Поэмы С. говорились (а не пелись) без всякого аккомпанемента.
Основной жанр поэзии С. — панегирик. Кролю знатных лиц или их родов предметом панегирика могут быть и вещи: щит, расписанный мифологическими картинами, богатый дом. Большей частью восхваляются живые люди, но иногда и покойники (эрфидрапа); особенно выделяется по лирической силе песнь но умершем сыне Эгиля Скалаграмсона. Есть у С. и религиозный панегирик, сперва языческий (напр. «Торсдрапа» Эйлифа Гудрунарсона), а после христианский; последний обильно представлен в XII, XIII и XIVвв. Сохранились также стихотворения любовные (мансанг) и сатирические (флим), хотя и те и другие строго преследовались законом.
Основные формы поэзии С.:
а) драпа — равнострофическое стихотворение (классическая структура: вступление, панегирик, снабженный припевом, и заключение);
б) флокк — бесприпевная драпа;
в) висы — отдельные импровизированные куплеты.
От поэзии Эдды произведения С. резко отличаются по стилю и метрике. Характерна перегруженность текста сложными метафорическими выражениями (так наз. кеннинги): «гуси битвы» — стрелы, «шум гусей битвы» — бой, «огонь реки» — золото, «сосна огня реки» — женщина и т.п. Злоупотребление вставными предложениями и инверсией сильно затрудняет понимание текста. Причудливый порядок слов появляется несомненно в результате строгих требований метрики, к-рая, разделяя с стихосложением Эдды и тонический принцип (счет ударений) и аллитерацию, вводит еще счет слогов и внутренние созвучия (так. наз. хендинг), а также строго регулирует место аллитерации. Основным размером является так наз. «дружинный» (дротквет): трехударные шестисложные стихи, содержащие внутреннее созвучие, скрепленные по двое аллитерацией и соединенные в восьмистишные строфы. Но имеется еще много других размеров. С XIIв. появляются особые наставления для С. (так наз. «младшая» Эдда (см.) Снорри Стурлусона).
Поэзия С. переживала расцвет в эпоху викингов (приблизительно до смерти Харальда Сурового, 1066). С усилением церковного влияния начался упадок С. (конец XIв.). Затем Скандинавия все больше и больше входит в сферу общеевропейской культуры развитого феодализма; рыцарская и религиозная литература обильно притекает с континента, чему немало способствует участие скандинавов в Крестовых походах. Правда, с середины XIIв. начинается некоторое возрождение поэзии С. под пером исландских ученых, к-рое продолжается в течение XIIIв. (эпоха Стурлунгов) и захватывает начало XIVв.; но это — ученая, архаизирующая поэзия, не всегда умело копирующая старые формы. Поэзия С. незаметно переходит в религиозно-дидактическое стихотворство. В середине XIVв. она сменяется новой поэзией латинского происхождения, так наз. «римами» (rimur).Библиография:
Thorlaksson Gr., Idsigt over de norsk-islandske skjalde, Kjobnv., 1882; MogkE., Geschichte der norwegisch-islandischen Literatur, 2 Aufl., Strassburg, 1904; MeissnerR., Skaldenpoesie, Halle, 1904; JonssonF., Den islandske litteraturs historie tilligemed den oldnorske, Kjobnhv., 1907; KockA., Notationes Norroenae, Lund. u. Lpz., 1923 u. ff.; ReichardtC., Studien zu den Skalden des 9 und 10 Jahrhunderts, Lpz., 1928; ГорнФ.В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, перев. К.Бальмонта, М., 1894.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.