- Сенека
- Сенека
-
СЕНЕКА Люций Анней (Lucius Annaeus Seneca, ок. 4 н.э. — 65) — римский философ и поэт. Р. в Испании в г. Кордубе (теперь Кордова) и принадлежал к цензовым слоям «всадников». В Риме С. получил философское и риторическое образование; в 41 был сослан на остров Корсику по обвинению в связи с одной особой императорского дома; после 8-летней ссылки был назначен воспитателем будущего императора Нерона. При Нероне С. делается консулом и первым лицом при дворе императора. Однако в 62 зависть и происки придворных заставили его удалиться от двора, и в 65 обвиненный в участии в военном заговоре Пизона, он принужден был покончить самоубийством. С. — яркий идеолог рабовладельческой плутократии Рима; в своих сочинениях он воспитывает ее в духе стоической (частично и эпикурейской) морали. Свою литературную деятельность С. начал с написания в угоду Нерону едкой сатиры по случаю несостоявшегося обожествления императора Клавдия (дошли отрывки); пародийно он назвал эту сатиру «Apocolocynthosis» (Отыквление), хотя, описывая различные приключения Клавдия на небе, повидимому не изобразил обращения его в тыкву. Далее С. пишет ряд философских трактатов, большей частью в форме диатрибы (философского диалога): «De ira» (О гневе), «De vita beata» (О счастливой жизни), «De brevitate vitae» (О кратковременности жизни), «De tranquillitate animi» (О душевном спокойствии), «De beneficiis» (О добрых делах), «De Previdentia» (О провидении) и др.; в «Epistulae morales ad Lucilium» (Письма к Луцилию) он старается обратить в стоицизм своего друга эпикурейца Луцилия. Стоическая мораль была популярна в среде общественных верхов императорского Рима; будучи «по отношению к государству, т.е. к императору, так же бесправны, как и рабы по отношению к их господам» (Энгельс, О происхождении христианства), представители римской плутократии пользовались этой философией в качестве моральной самозащиты против императорского деспотизма; вместе с тем эта философия некоторым образом возвышала их паразитическое бытие, наполняя его этическим содержанием. Характерно, что стоическая философия у С. служит апологией богатства, к-рое, по С., дает возможность проявлять высокие качества духа и т.д., — сам С., богатейший человек своего времени, не отказывается от ценных подарков Нерона.
В трактатах С. сухая философская доктрина оживлена картинными примерами из современной ему жизни; он вводит разнообразные сравнения; у него, по определению античной теории, «нанизывающая» речь, построенная из риторически заостренных изысканных сентенций, в к-рых С. проявляет себя великим мастером. Философия приводит С. и к вопросам «физики»; сохранился его трактат «Naturales questiones» (Натурфилософские вопросы, в VII книгах), посвященный рассуждению по метеорологии, астрономии, геологии и др. В назидание Нерону С. пишет трактат «О гуманности», где рисует стоический идеал «справедливого царя», к-рый не руководится принципом «пусть ненавидят, лишь бы боялись», но опирается на доверие граждан. Мотивами стоической философии пронизаны и трагедии С., написанные им повидимому после удаления от двора. Под именем С. сохранилось 10 трагедий: «Medea» (Медея), «Phaedra» (Федра), «Oedipus» (Эдип), «Agamemnon» (Агамемнон), «Thyestes» (Тиэст), «Hercules Otaeus» (Геркулес Этейский), «Hercules furens» (Неистовый Геркулес), «Troades» (Троянки), «Phoenissae» (Финикиянки) и «Octavia» (Октавия). За исключением «Октавии» все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида (см.) и их римских подражателей. С. обильно насыщает свои трагедии стоическими мыслями и тезами; в них проповедуется бегство от городской культуры, идеализируется «золотой век». Ущемленность, отчаяние верхов общества в условиях деспотии Нерона выливаются здесь в призыве не дорожить жизнью («Агамемнон»). Очевидно в назидание богачам и самому Нерону С. показывает пагубное действие сильной страсти (Медея, Федра, Атрей); и вместе с тем рисует идеалы стоического мужества (Геркулес, сгорающий на горе Эте, Поликсена в «Троянках»).
В уста своих героев С. влагает пространные тирады и инвективы против тиранов, отражавшие оппозиционное настроение салонов римского большого света. Даже в самом выборе некоторых трагедий возможно видеть намеки на «скандальную хронику» императорского дома. Характерной чертой стиля С. является его пристрастие к эффектам. Он показывает и усиливает все сверхмерное, необычное, ненормальное. Медея напр. (в одноименной трагедии) — какое-то чудовище мести, вызывающее на бой всех богов С. вплетает в свои трагедии мотивы сверхъестественного, таинственного, мистического; стремится поразить читателя детальными и наглядными картинами кошмара и ужаса, прибегая иногда для большего эффекта к градации. Пристрастие к выспреннему, необыкновенному проявляется и в области формы — его трагедии пронизаны риторическим патетизмом: пересыпанные вопросами и восклицаниями монологи героев не что иное, как риторические декламации. Характерная для С. погоня за изысканными сентенциями лишь подчеркивает искусственность его стиля. Единственная дошедшая до нас в литературе Рима «претекста» (трагедия с римским сюжетом) «Октавия», рисующая изгнание первой жены Нерона и изображающая Нерона тираном в его столкновении с народом, возможно написана не самим С.; он сам выводится в ней действующим лицом. По всей вероятности трагедии С. не ставились на сцене (Против этого говорят слишком прозрачные намеки на Нерона, технические трудности в представлении некоторых сцен и действий и т.д.), а предназначались для читки в интимном кругу представителей высшего света.
Как философ Сенека был особенно популярен в средние века; «отцы церкви» признали его христианином, списавшим все из «Нового завета»; на самом же деле христиане сами воспользовались его стоической философией для своей морали; Энгельс метко называет С. «дядей христианства» («О происхождении христианства»). Данте (см.) помещает С. среди «прославленных душ» античности («Божественная комедия. Ад», 4). Особенно важны его трагедии; именно через них зап.-европейские драматурги знакомились с греческой трагедией. Их хорошо знали уже в средние века; им подражали в эпоху Возрождения; их влияние сказывается на шекспировских драмах; их патетика, изысканность формы, все их блестящие сентенции были родссвенны французским «классикам» XVI—XVIIвв. (Скалигер считал трагедии С. даже выше греческих); С. подражали Корнель (см.) и Расин (см.). В XVIIIв. Лессинг находил в драмах С. черты высокого трагизма.Библиография:I. Новое издание трагедий с французским переводом Leon Hermann, Le theatre de Seneque, 2 vv., P., 1924—1926. Русский перевод шести трагедий — Сергея Соловьева, Под редакцией и с вступ. ст. Н.Ф.Дератани, изд. «Academia», М. — Л., 1933; Сатира на смерть, император а Клавдия, перев., введение и примеч. В.Алексеева, СПБ, 1891; Избранные письма к Луцилию, перев. П.Краснова, СПБ, 1893; перевод сатиры на обожествление Клавдия: Псевдо-апофеоз имп. Клавдия, перев. И.И.Холодняка в «Филологическом обозрении», 1899, т.XVI, прилож.
II. RankeL., v., Abhandlungen und Versuche, Lpz., 1888; LessingG.E., Samtliche Schriften, hrsg. v. K.Lachmann, Bd. VI, Stuttg., 1890, S. 167—242; Марта, Философы и поэты моралисты во времена римской империи, перев. с франц. М.Корсак, М., 1879; Буассье Гастон, Римская религия от времен Августа до Антониев, с франц., М., 1914; Его же, Общественное настроение времен римских цезарей, с франц., П., 1915; ПиотровскийА.И., Трагедии Сенеки, как театральный жанр. «Временник Г.И.И.И.», II, Л., 1927.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Се́не́ка
-
(Seneca) Луций Анней (ок. 4 г. до н. э., Кордуба/Кордова, Испания – 65 н. э., Рим), римский писатель, политик. Сын оратора Сенеки-старшего. Был воспитателем Нерона. Когда тот стал императором, Сенека некоторое время был влиятельнейшим политиком, но, поскольку правление Нерона постепенно приобретало деспотические черты, с 62 г. отстранился от политики. После раскрытия «заговора Пизона», Сенека по приказу Нерона, который заподозрил его в соучастии, покончил с собой. Сенека как философ-стоик – автор философских сочинений, посвящённых этическим проблемам – необходимости освобождения человека от страстей, в т. ч. от страха смерти: нравственные «Письма к Луциллию», трактаты «О гневе», «О благодеяниях», «О спокойствии духа» и др. Трактат «Естественно-исторические вопросы» раскрывает дохристианское понимание природы. Мениппова сатира «Отыквление» написана на смерть императора Клавдия. 9 трагедий на мифологические сюжеты, в которых вопреки греческой традиции часто изображалась смерть героев, предназначались не для постановки, а для декламации: «Финикиянки», «Эдип», «Медея», «Геркулес в безумии», «Троянки», «Федра», «Агамемнон», «Фиест», «Геркулес на Эте».
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.