- Северянин
- Северянин
-
СЕВЕРЯНИН Игорь (псевдоним Игоря Васильевича Лотарева, 1887—) — поэт. По происхождению дворянин. В настоящее время белоэмигрант.
Выученик «салонных» поэтов — Фофанова, Лохвицкой, Бальмонта, — С. в 1911 выступил в брошюре «Ручьи в лилиях», как основоположник группы «Эгофутуризма», но вскоре вышел из группы. В период 1910—1917 С. был популярнейшим поэтом мещанства, провозгласившего его «королем поэтов». Первый сб. стихов С. «Громокипящий кубок» (1913—1914) за один год разошелся в 5 изд., произведя фурор в аполитично настроенных буржуазных кругах.
«Эгопоэзия» С. опирается на примитивную философию «всесильного эгоизма, как единственно правдивой и жизненной интуиции», на стремление поставить свой скудный мирок узко личных чувств в центр всего сущего. Однако это не обозначает у С. призыва к углублению в себя. Он провозглашает лишь принцип «изящного» прожигания жизни с «куртизанками».
Изукрашенный эротизм полуприкрыт умолчаниями и «поэзонапевностью» стихов о шуршащих шелках, о будуарах и т.п.
Эгоцентрический примитивизм С. обусловил его тематический круг. В стихах С. нет проблем, нет оригинальных мыслей. С. напевно твердит о нежно-грустной любви пажа к королеве, о томлении неразделенной страсти и жестокости разлуки. Для эмоционального строя стихов С. характерен «салонный» элегизм вокруг любовных тем применительно к запросам сытого мещанина.
Языковое новаторство С. имело чисто эстетские цели и исчерпывалось установкой на салонную «оригинальную красивость» («вуалить, офлерить, офиалить, весениться, ореолочно» и т.д.).
Объявляя себя эгофутуристом, С. однако ни формально ни идейно не имел ничего общего с основным, богемно-бунтарским руслом русского футуризма. Порожденная реакцией после революции 1905, поэзия С. культивирует и освящает общественную пассивность, убаюкивая сладкими мотивами романсов. Страстно борясь с поэзией Северянина, Маяковский писал о ней: «У нее много поклонников, она великолепна для тех, чей круг желаний не выходит из пределов «пройтиться по Морской с шатенками». Войну 1914 С. встретил ура-патриотическими стихами («И я, ваш нежный, ваш единственный, я поведу вас на Берлин» и др.). На Октябрьскую революцию С. откликнулся «позой скорбного утешения» и упованиями на реставрацию старого. В 1920 появилась его «поэза отчаянья». Последние сб. стихов С., изданные за границей, являются пустыми беспомощными бледными перепевами первого десятилетия его поэтической деятельности.Библиография:I. Поэзы. Кн. I. Громокипящий кубок, с предисл. Ф.Сологуба, изд. «Гриф», М., 1913; То же, изд. В.Пашуканис, М., 1918; кн.II. Златолира, изд. «Гриф», М., 1914; То же, изд. «Земля», П., 1918; кн.III. Ананасы в шампанском, изд. «Наши дни», М., 1915; кн.IV. Victoria regia, изд. то же, М., 1915; кн.V. Поэзоантракт, изд. то же, М., 1915 (3-е, П., 1918—1919); кн.VI. Тост безответный, М., 1916; Мимозы льна. Поэзоальманах, П., 1916; Поэзоконцерт. Избр. поэзы для публичного чтения, М., 1918; За струнной изгородью. Избр. поэзы, М., 1918, и ряд изданий за границей.
II. ТальниковД., Недоразумение в стихах («Златолира»), «Современный мир», 1914, №6; СадовскийБ., Озимь. Статьи о русской поэзии, П., 1915; РедкоА., Фазы И.Северянина, «Русские записки», 1915, №5; ЧуковскийК., Футуристы, П., 1922; БобровС., Записки стихотворца, кн. II, М., 1923.
III. ВладиславлевИ.В., Русские писатели, изд. 4, М. — Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917—1927), т.I, М. — Л., 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Северя́нин
-
Игорь (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв; 1887, Санкт-Петербург – 1941, Таллин), русский поэт.
И. Северянин
Сын военного инженера. С 1904 г. за свой счёт выпустил 35 стихотворных брошюр, но своим дебютом считал публикацию в 1905 г. стихотворения «Гибель “Рюрика”». Первый сборник стихов – «Зарницы мысли» (1908). Причисляя себя к последователям «чистых лириков» К. М. Фофанова и М. А. Лохвицкой, особенно популярных на рубеже 19–20 вв., выступил как певец гротескно-элегантной городской жизни, изящную праздность и салонный эстетизм которой изображал не без иронической дистанции, называя себя «не лирик, а ироник». Ввёл ряд формальных новшеств в поэтический язык, его неологизмы бездарь, окалошить, оэкранить, разузо́рить и т. п. подсказали пути словотворчества В. В. Маяковскому. Северянин использовал редкие стихотворные размеры, создавал новые поэтические формы: гирлянда триолетов, квадрат квадратов, дизель и др. Поэзия Северянина вызвала негодование Л. Н. Толстого и приветствие В. Я. Брюсова. Отрицая «ресторанно-будуарную» тематику Северянина, М. Горький ценил мелодичность его стиха. В 1911 г. Северянин возглавил группу эгофутуристов (Р. Ивнев и др.), затем на короткое время примкнул к кубофутуристам (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский). Сборники «Качалка грёзэрки», «Очам твоей души» (оба – 1912), «Громокипящий кубок» (1913), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт» (все – 1915) отличались нарочитой вычурностью. В феврале 1918 г. на поэтическом вечере в московском Политехническом музее Северянин был избран «королем поэтов». В эмиграции много гастролировал с чтением своих стихов: Литва, Латвия, Германия, Финляндия, Польша, Чехословакия, Югославия, Франция, Болгария, Румыния. С 1935 г. жил в Таллине. «Противоречия» «художника-индивидуалиста, захваченного настроениями масс» (Северянин), нашли отражение в сборниках «Вервэна» (1920), «Миррэлия», «Менестрель» (оба – 1922), «Соловей», «Трагедия титана» (оба – 1923), «Классические розы» (1931) и др. Северянин с кон. 1910-х гг. откликался на актуальные политические события в России и мире, тосковал по Родине, что выразилось в автобиографических романах в стихах «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа» (оба – 1925), «Рояль Леандра» (1935), в сборнике сонетов «Медальоны. Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах» (1934). Поздние стихи Северянина положены на музыку С. В. Рахманиновым, А. Н. Вертинским.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.