Светлов

Светлов
Светлов

       
СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич (1903—) — современный поэт. До 1927 член ВЛКСМ. Как поэт С. сформировался в 1924—1927. Входил в группу «Перевал» (см.), позднее — в РАПП (см.). Социалистическая революция сделала С. поэтом и определила строй его поэзии.
       Торжественный романтический пафос нашей революции — характернейшая черта творчества С. В его книгах большое место занимает гражданская война — в пороховом дыму, бряцании сабель, ржании походных коней. Героика борьбы и смерти за революцию нашла себе яркое выражение в ряде лучших романтических стихотворений С. («Гренада», «Звезды», «Пирушки», «Двое», «В разведке», «Граница», поэма «Хлеб» и др.). Герои С. — это символы огромного духовного подъема массы в героической борьбе. Типичен для С. герой «Гренады». Но мироощущение С. не столько активное, сколько жертвенное. Он прославляет смерть в борьбе. С. мастерски использует контрасты — тщательное детализирующее описание обстановки действия и действующих лиц сочетается у него с лирически приподнятым, пафосным воспеванием революции.
       Скрестив в своем творчестве поэтическое оружие иронии с лирическим «intermezzo», С. создал своеобразный жанр стихотворного раздумья. В лиричности и в иронии С. оказался наследником и учеником Гейне. Но С. вовсе не «советская копия» Гейне. Ирония для С. средство отрицания не действительности в целом, а лишь отдельных ее, неприемлемых для нового общества сторон и качеств. Ирония С. обращена и по адресу того воображаемого «железобетонного» оппонента, к-рый захотел бы отрицать возможность большой искренней человеческой любви у людей современности. В одном из своих лучших стихотворений «Старушка» (1927) С., прямо обращаясь к громыхающему «ваятелю красных человеческих статуй», иронически кается:
       
«Простите меня — я жалею старушек,
       Но это — единственный мой недостаток».
       
Ирония служит у С. для усиления контраста между теми явлениями будничной и вместе с тем подлинно революционной жизни, к-рые он хочет лирически возвысить, облагородить, и теми сторонами действительности, к-рые требуют устранения, отрицания. Объекты сатирического осмеяния С. — это схоласты, леваки, упрощенцы. Их он высмеивает преимущественно косвенно как реальных, а иногда воображаемых оппонентов (стих. «На море», «Живые герои», «Проводы» и др.). Ирония насыщена глубокой ненавистью в тех случаях, когда С. обращается к врагам революции («Нэпман»). Иногда ирония переходит в мягкий юмор, подчеркивая теплое, интимное отношение поэта к описываемому.
       Мировоззрение С., формировавшееся в годы нэпа, противоречиво. Пройдя боевую школу комсомола эпохи военного коммунизма, С. все же не сумел преодолеть некоторых мелкобуржуазных интеллигентских черт. Они особенно сказались в годы восстановительного периода. Романтика гражданской войны заслонила для него на время созидательные задачи нового этапа революции. Военная опасность, одно время особенно остро грозившая Советскому Союзу с западных границ, вопринимались С. в 1927 («Перед боем») как явление почти «положительное». Выражая боевую готовность защищать свою социалистическую родину, С. в то же время представляет настроения стихийно-анархического недовольства периодом мирного строительства. Оборотная сторона этого политического настроения — пессимизм, достигающий остроты в ярком, но идейно ущербном стихотворении «Дон-Кихот» (1929). В это же время С. создал ряд первоклассных стихотворений. Такова напр. «Рабфаковка» (1925), в к-рой С. удалось дать тонкую по мастерству цепь художественных сближений между девушкой-героиней гражданской войны, и рабфаковкой, берущей твердыни учебных зачетов. Таково также скупое, но крайне выразительное стихотворение «Баллада о чекисте Иване Петрове» (1933).
       Нередко, когда С. обращается к поэтическому воплощению героических тем современности, стих его теряет лиричность, становится суше, газетней, прозаичней («Над Москвой», ряд газетных стихов о челюскинцах и др.).
       Упадочные, пессимистические мотивы в настоящее время С. преодолевает. С. идет по правильному пути, — он не отметает основного созданного им в прошлые годы, не зачеркивает свой лирико-иронический, романтический подход к действительности, а старается насытить его новым и свежим социальным материалом.

Библиография:

I. Рельсы, Стихи, предисл. В.Рожицына, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923; Стихи, изд. «Молодая гвардия», Л., 1924; Стихи о себе, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923; Корни, Стихи, изд. «Московский рабочий», М., 1925; Ночные встречи, Стихи, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1927; Хлеб, Поэма, изд. «Московский рабочий», М. — Л., (1928); Книга стихов, Гиз, М. — Л., 1929; Избранные стихи, изд. «Огонек», М., 1929; Гренада, изд. «Молодая гвардия». (М.), 1930; То же, Гиз., М. — Л., 1930, Избранные стихи (1923—1931), изд. «Федерация, М., 1932; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935. Для детей: Горнист, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1931.
       

II. Машбиц-ВеровИ.М., Корни и «корни». О поэзии Михаила Светлова, «Комсомолия», 1925, №8; АсеевН., М.Светлов, «На литературном посту», 1927, №10; ПакентрейгерС., Лирика ума (М.Светлов), «Новый мир», 1927, №10; ПоступальскийИ., Поэзия М.Светлова, «Звезда», 1929, №4; РыковаН., Михаил Светлов, «На литературном посту», 1929, №17; ВиноградовИ., О творчестве М.Светлова, там же, 1929, №20; СурковА., Поэзия на новом этапе, «Молодая гвардия», 1931, №5—6; СоловьевВ., Михаил Светлов, «Ленинград», 1930, №3; ЛейтесА., Перевооружение романтики. М.Светлов, «Литературная газета», 1933, №57, 11 дек. Отзывы: СмирновН., «Красная новь», 1923, №7 (о «Рельсах»); ИсбахИ., «Октябрь», 1924, №1; Лаврова Кл., «Вестник книги», 1924, №4—5; ИсбахИ., «Книгоноша», 1924, №16 (о «Стихах»); ВеровА., «Октябрь», 1925, №5; Машбиц-ВеровИ., «Новый мир», 1925, №6 (о «Корнях»); Оксенов Ин., «Звезда», 1927, №8; ПоступальскийИ., «Красная новь». 1927, №7 (о «Ночных встречах»); Его же, «Новый мир», 1929, №5 (о поэме «Хлеб»); ЗелинскийК., «Литературная газета», 1929, №12; ЗенкевичМ., «Новый мир», 1930, №2 (о «Книге стихов»).
       

III. ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т.I, М. — Л., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Светло́в
(настоящая фамилия Шейнкман) Михаил Аркадьевич (1903, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, Украина – 1964, Москва), русский поэт.

М. А. Светлов
М. А. Светлов

 
Родился в бедной семье еврея-кустаря. Окончил начальное училище. В 1919 г. вступил в комсомол. В 1920 г. в составе 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка участвовал в борьбе с бандитизмом. С 1923 г. – в Москве; учился на рабфаке, на литературном ф-те Московского ун-та (1926—28), в Высшем литературно-художественном ин-те им. В. Я. Брюсова. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда». Первые стихи опубликовал в 1917 г. Романтическое восприятие революции, Гражданской войны, ощущение органического единства личных переживаний и судеб страны, радостная и самоотверженная готовность к борьбе за всеобщее счастье на земле, энтузиазм интернационализма проявились в произведениях Светлова: циклы «Стихи о тебе», «Рельсы» (оба – 1923), стихотворения «Двое», «Колька» (оба –1925), «Рабфаковке», «Гренада» (оба – 1926), «Песня о Каховке» (1935; положена на музыку И. О. Дунаевским) и др. Двойное освещение событий, одновременно романтически-возвышенных и привычно-будничных, отличает пьесы Светлова «Глубокая провинция» (1935), «Двадцать лет спустя» (1940). Откликом на войну 1941—45 гг. стали поэма «Двадцать восемь» (1942), посвящённая героям-панфиловцам, цикл стихов о подпольщице Лизе Чайкиной, стихотворение «Итальянец» (1943), пьеса «Бранденбургские ворота» (1946). Светлое ожидание чуда выражено в пьесе по мотивам театральной сказки итальянского драматурга 18 в. К. Гоцци «Любовь к трём апельсинам» (1963). Ирония и грусть, которые встречались и в раннем творчестве Светлова, с годами усиливаются: сборники «Ночные встречи» (1927), «Горизонт» (1959), «Охотничий домик» (1964).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Светлов" в других словарях:

  • Светлов — Светлов  русская фамилия. Известные носители: Светлов, Андрей (род. 1967)  российский рок музыкант, участник группы «Аквариум» в 2005 2008 годах. Светлов, Борис Николаевич (1880 ?)  режиссёр игрового и документального кино,… …   Википедия

  • Светлов — псевдоним беллетриста Валериана Яковлевича Ивченко, родился в 1860 г. Романы и повести его, появившиеся в Ниве , Артисте , Наблюдателе , Новом Времени и др., вышли в отдельном издании под заглавиями: Новеллы (Санкт Петербург, 1891), Крымские… …   Биографический словарь

  • СВЕТЛОВ — Михаил Аркадьевич (1903 1964), русский поэт, драматург. Стихи середины 20 30 х гг. отмечены романтическим восприятием событий Гражданской войны и комсомольской юности (в т. ч. Гренада , Песня о Каховке , ставшие популярными песнями). Лирические… …   Русская история

  • Светлов М. — Михаил Светлов Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман; 4 (17) июня 1903, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) 28 сентября 1964, Москва) советский поэт и драматург. Родился в небогатой семье ремесленника. Публиковаться начал с 1917… …   Википедия

  • Светлов М. А. — Михаил Светлов Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман; 4 (17) июня 1903, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) 28 сентября 1964, Москва) советский поэт и драматург. Родился в небогатой семье ремесленника. Публиковаться начал с 1917… …   Википедия

  • Светлов —         Михаил Аркадьевич [4(17).6.1903, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, 28.9.1964, Москва], русский советский поэт. Родился в бедной еврейской семье. С 1919 комсомолец; в 1920 доброволец стрелок 1 го Екатеринославского территориального полка …   Большая советская энциклопедия

  • Светлов — см. Светлов Павел Григорьевич …   Общая эмбриология: Терминологический словарь

  • Светлов M. А. — СВЕТЛÓВ Mихаил Аркадьевич (1903–1964), рус. сов. поэт. В довоен. творчестве большое место занимала тема Гражд. войны ( Песня о Каховке и другие.>.). В годы Вел. Отечеств. войны военкор газ. Красная звезда на Ленингр. фр. (1941), затем… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Светлов Михаил Аркадьевич — [4(17).6.1903, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, ‒ 28.9.1964, Москва], русский советский поэт. Родился в бедной еврейской семье. С 1919 комсомолец; в 1920 доброволец стрелок 1 го Екатеринославского территориального полка. Учился в Московском… …   Большая советская энциклопедия

  • СВЕТЛОВ Борис Николаевич — (р.1880, Оренбург ?), режиссер, актер. Учился в Лазаревском институте восточных языков. В 1910 1912 актер различных театров, с 1912 актер и режиссер кинофирм Р. Перского, А. Дранкова, «Фильма» (Баку), «Г. Либкен» (Ярославль). Только за период… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»