- Саянов
- Саянов
-
САЯНОВ Виссарион Михайлович (1903—) — поэт, прозаик. Р. в семье ссыльных в Сибири. Там же провел детство. Был в Красной армии, на советской работе; учился в Ленинградском ун-те. Много ездил по Уралу, Казакстану и Сибири. С. — активный участник пролетарского литературного движения, был членом правления РАПП и ЛАПП; основатель ленинградской лит-ой группы «Смена», член редколлегий ряда журналов.
С., один из первых и значительных комсомольских поэтов, с самого начала выступает по преимуществу как лирик. Герой С. побывал на фронте гражданской войны и вернулся на свой родной завод («Фартовые года»). На первых стихах С. сказалось увлечение «блатной» лексикой. Характернее для С. стремление расширить свою лирическую тему путем исторических, гл. обр. историко-революционных сопоставлений. Поэтому уже в стихах, составивших сборник «Фартовые года», локальные детали, характеризующие лирического героя, сочетаются с перспективной, хотя и абстрактно выраженной обрисовкой революционной эпохи в целом.
Два плана — бытовой и общественный, эпохиальный — вначале даны у С. в сплетении. Условный «блатной жаргон» в свою очередь переплетается с высокой пафосной лирикой.
В дальнейшем развитии творчества С. выделяется и побеждает интерес к общественной тематике. Раскрывая тему пролетарской революции, С. увлекается аналогиями, реминисценциями, отступлениями в прошлое. Стихи С. — патетичны и в то же время несколько абстрактны.
Практическая творческая деятельность С. дополнялась теоретическим осмыслением принципов работы над стихом. С. выступил с рядом статей о поэзии, гл. обр. по вопросу об использовании классического наследства. Он внес ряд уточнений в споры о «реализме, романтизме, натурализме» и поэзии. Ценны его работы о символизме и акмеизме.
С. стремился сознательно использовать элементы символистской, акмеистической и футуристической поэтики в новом синтезе. Увлечение экспериментом пагубно отразилось на творчестве С.: неудачна получилась насквозь условная поэма «Картонажная Америка». Общая культурность обернулась книжностью и литературностью; эмоциональность — эмоциональной заумью; патетика — алогической риторикой. Не лишены этих черт и стихи, составившие цикл «Семейная хроника». В этом цикле С. дал картину смены поколений полурабочей, полумелкобуржуазной семьи в тесной связи с развитием революционного движения.
Следующий цикл, составляющий книгу «Золотая Олёкма» (1933) в портретах, в песнях, и романсах, в лирических, характерных для С. стихах, объединен темой Сибири: старой — капиталистической, хищнической, каторжной, и новой — социалистической, индустриальной. Здесь стих С. освобождается от книжности, псевдокультурности, прорывается к живой теме. Борясь за большую поэтическую форму, С. работает над использованием фольклора, гл. обр. эпического. С 1930 С. выступает и как прозаик, но проза его значительно слабее, чем поэзия, хотя и отличается разнообразием и актуальностью своих тем. Наиболее значителен из прозаических произведений С. роман о первых русских авиаторах «Небо и земля», положительно оцененный советской критикой.Библиография:I. Стихотворные сборники: Фартовые года, Гиз, Л., 1926; изд. 2, «Прибой», Л., (1927); Комсомольские стихи, изд. «Московский рабочий», М. — Л., (1928); Современники, Л., 1929; Картонажная Америка, Поэма, изд. «Прибой», (Л.), 1929; Современники. Избранные стихи, изд. «Красная газета», (Л.), 1929; Избранные стихи, ГИХЛ, Л. — М., 1931; Собрание стихотворений, т.I. Стихотворения 1925—1930, ГИХЛ, Л., 1931; Семейная хроника, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1931); Избранные комсомольские стихи, изд. «Молодая гвардия», Л. — М., 1933; Золотая Олекма, Изд-во писателей в Ленинграде, (Л., 1934); Избранные стихи, Гослитиздат, (М.), 1934. Проза: Подруга верная моя, Повесть, изд. «Прибой», Л., 1930; Остров Мадагаскар, Повесть, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1933); Олегов щит, (Повесть), идз. «Советский писатель», М., 1934; Небо и земля, кн. 1, Гослитиздат, Л., 1935; Истоки литературы: Современные литературные группировки, изд. «Прибой», (Л.), 1928; изд. 3, Л. — М., 1931; От классиков к современности, изд. «Прибой», Л., 1929; Очерки по истории русской поэзии XXв., изд. «Красная газета», Л., 1929; Начала стиха, изд. то же, Л., 1930.
II. ВиноградовИ., Виссарион Саянов, «На литературном посту», 1930, №4; Его же, О художественном методе В.Саянова, «Ленинград», 1932, №2. Отзывы: ОбрадовичС., «Красная новь», 1926, №6; АсеевН., «Печать и революция», 1926, №4; Его же, «Новый мир», 1926, №10; ПоступальскийИ., «Красная новь», 1927, №10; СветловМ., «Октябрь», 1928, №9—10; ПоступальскийИ., «Печать и революция», 1929, №2—3; ЗенкевичМ., «Новый мир», 1929, №6; БескинО., «Красная новь», 1929, №10; ЛевинЛ., Оборотная сторона романтика, «Литературная газета», 1931, №3, 14 янв.; МессерР., «Звезда», 1931, №1; РостовскаяН., «Книга — строителям социализма (Худ. литература)», 1932, №6—7; РешетовА., «Звезда», 1934, №4; МустанговаЕ., «Литературный современник», 1934, №9; ТарасенковА., «Литературная газета», 1934, №28; МакедоновА. «Литературная газета», 1931, №54; Его же, «Пролетарская литература», 1931, №5—6; МустанговаЕ., «Литературный современник», 1934, №9; ГнединаН., «Художественная литература», 1934, №4; Тарасенков Ан., «Художественная литература», 1935, №5.
III. ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т.I, Москва — Ленинград, 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.