- Самобытник
- Самобытник
-
САМОБЫТНИК (псевдоним Алексея Ивановича Маширова, 1886—) — пролетарский поэт. Р. в Петербурге в семье мелкого ремесленника. С ранних лет ушел в революционное подполье, принимал участие в революции 1905. Коммунист. Неоднократно арестовывался. В 1916 был сослан в Сибирь. Литературную работу начал в 1908—1909. Участвовал в первом сборнике пролетарских поэтов Под редакцией Н.Сереброва с предисловием М.Горького (СПБ, 1914). В 1919 возглавлял Петроградский Пролеткульт, активный работник «Кузницы». Первый сб. стихов С. издан в 1918. Положение пролетариата, призыв к борьбе за лучшую жизнь — основные мотивы ранних стихов С. Романтически, отвлеченно рисуя идеал будущего, С. твердо верит в победу пролетариата. В аллегорическом стихотворении «Гребцы» С. развивает идею преемственности в борьбе поколений рабочих за лучшую жизнь: «мы гребцов усталых сменим и, бесстрашно в свой черед, дружно волны моря вспеним, смело двинемся вперед». Бодрый революционный оптимизм, питаемый чувством пролетарской солидарности, определяет собою все творчество С.
Формируясь как художник под руководством М.Горького, С. принял участие в лит-ой борьбе против эстетства и антиобщественности искусства периода литературного распада С. подчеркивал политическую действенность своей поэзии, сознательно и резко обнажал ее классовый смысл.
После Социалистческой революции тематика С. расширяется и изменяется. Освобожденный труд, пафос разрушения старого мира, борьба за коммунизм, твердая уверенность в торжестве коммунистического строя — основные его мотивы. Революционное дерзание у С. органически переплетается с идеей исторической роли пролетариата, как «гражданина вселенной» и пафосом его созидательных возможностей как «гражданина труда». С. один из первых пролетарских поэтов того времени создает романтически-величавый образ пролетария. Революционная романтика С. таила в себе и слабые стороны, к-рые особенно наглядно сказались в лит-ой практике «Кузницы» (см.). Как мастер стиха С. не оригинален. Лирика его носит призывный характер; порой С. прибегает к символизации. В настоящее время С. от литературы отошел.Библиография:I. Под красным знаменем. Стих., изд. Петроград. Пролеткульта, П., 1918 (5 изд., П., 1919); На перевале. Стихи, кн. II, изд. Пролеткульта, П., 1921; К развитию пролетарского творчества, «Кузница», 1922 (однодневная газ.).
II. ФричеВ., Пролетарская поэзия, М., 1918; БессалькоП. и КалининФ., Проблемы пролетарской культуры, П., 1919 (ст. «Пролетарские поэты»); Львов-РогачвскийВ., Новейшая русская литература, М., 1923; ГусманБ., Сто поэтов, Тверь, 1923; СиповскийВ., Поэзия народа, П., 1923; ОленевС., Самобытник, «На посту», 1923, кн 4; Полянский Вал (П. и Лебедев), На литературном фронте, М., 1924 (ст. «Мотивы рабочей жизни»), КубиковИ.Н., Рабочий класс в русской литературе, Ив.-Вознесенск, 1924 (гл. «Отображение рабочей жизни в поэзии»), ЦинговатовА., Поэзия Маширова-Самобытника, «Молодая гвардия», 1925, №8; КоганП.С., Пролетарская литература, Ив.-Вознесенск, 1926.
III. Львов-РогачевскийВ.В. и МандельштамР.С., Рабоче-крестьянские писатели, М. — Л., 1926; ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т.I, М. — Л., 1928; Писатели современной эпохи, т.I, ред. Кузьмина; ГАХН, М., 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.