- Салов
- Салов
-
САЛОВ Илья Александрович (1835—1902) писатель. Р. в обедневшей дворянской семье. Служил в канцелярии московского губернатора, во 2-й половине 60-х гг. поселился а своем имении Саратовской губ., служил мировым судьей, а затем земским начальником. Литературную деятельность начал в 1854. В ранних произведениях («Забытая усадьба», «Мертвое тело», «Лесник» и др.), написанных под явным влиянием Тургенева, С. выступил как живописец природы и сельского дореформенного быта. Это — небольшие, преимущественно охотничьи рассказы.
Несомненный интерес для нашего времени представляет второй этап лит-ой деятельности С., возобновленной им после 16-летнего перерыва. В забытых произведениях периода сотрудничества в «Отечественных записках» (с 1877 и до их закрытия), а затем в «Русской мысли» С. дал картину распада помещичьего хозяйства и роста капиталистических отношений в деревне. Деревня 70—80-х гг. представляется ему ареной мрачных человеческих трагедий: крестьяне стонут в сетях кулачества, дворянство разоряется и деградирует, моральные устои падают. Невежество и бесправие народа, дикость деревенских капиталистов и произвол властей постоянно привлекают внимание писателя. В пользовавшейся большой известностью повести «Ольшанский молодой барин» (шла на сцене театра Корша в Москве под названием «Степь-матушка») им нарисована широкая картина дворянского оскудения. Ненавистная С. фигура кулака-предпринимателя получила характеристику почти во всех его произведениях.
С. — реалист; дворянская ограниченность его реализма сказалась в некоторой идеализации быта дореформенной России («Филемон и Бавкида»), в явном сочувствии теряющему экономическую мощь дворянству. Немногочисленные критики С. справедливо отмечали «фотографичность» его таланта. В тоне спокойного эпического повествования он только описывает явления, только констатирует факты, даже не всегда выявляя свое отношение к ним. Но благодаря прекрасному знанию материала, тщательности описаний, яркости характеристик, выводы напрашиваются сами собою.
В 90-х гг. С. писал пьесы (печатавшиеся в журналах «Артист», «Театрал»), к-рые с успехом давались в провинциальных и столичных театрах.Библиография:I. Полное собр. сочин., т.I—XV, СПБ., 1908—1910; Умчавшиеся годы (из моих воспоминания), «Русская мысль», 1897, VII—X; Из воспоминаний, «Исторический вестник», 1906, X—XI.
II. МезиерА.В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч.2, СПБ, 1902; ВладиславлевИ.В., Русские писатели, изд. 4, Л., 1924; СушицкийВ.А., Саратов в беллетристике. Библиографический указатель Под редакцией А.П.Скафтымова и В.А.Бочкарева, Саратов, 1934.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.