- Россетти
- Россетти
-
РОССЕТТИ Данте Габриэль (Dante Gabriel Rossetti, 1828—1882) — английский поэт и художник, основоположник так наз. прерафаэлитизма (см. «Прерафаэлиты»). Родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. Отец его, карбонарий, бежавший в 1821 из Италии, сделался профессором итальянского яз. в King’s College. В 1850 Р. опубликовал свое первое стихотворение «The blessed damozel» (Блаженная дева), навеянное «Вороном» Эдгара По. Большинство других стихотворений Р. относится к 60—70-м гг.; они были изданы под общим заглавием «Ballads and sonnets» (Баллады и сонеты) в 1881.
Творчество Р. охватывает годы высшего процветания британского капитализма. От имени его финансовой верхушки и говорит Россетти.
Р. отрицает общественную функцию литературы, признавая за искусством одну эстетич. ценность. Его поэзия аморальна. Она пропитана мистико-эротическим содержанием, отталкивается от позитивизма, идеализирует прошлое, эстетизирует католицизм. Р. отказывается от всякой социально-политической проблематики. Игнорируя революционно-чартистскую и социал-реформистскую поэзию 30—50-х гг., он ищет для себя образцов у романтиков типа Китса и Кольриджа.
Характерными чертами поэзии Р. являются: описательность (тщательная вырисовка деталей) при общей мистической настроенности, вычурность синтаксических конструкций (сказуемое у него всегда предшествует подлежащему, противореча правилам английского строя речи); установка на напевность, пристрастие к аллитерациям и рефрену. У него мы встречаем (то, что потом использует Уайльд) описание драгоценных камней и металлов, красок, запахов, условную экзотику.
Единственным произведением Р. на современную тему является стихотворение «Jenny», где эстетизируется продажная любовь и находит свое выражение «культ греха».
Лучшими из баллад Р. считаются «Воды Страттона», «King’s tragedy» (Трагедия короля), «Sister Helen» (Сестра Елена), «The staff and scrip» (Посох и ладонка) и «A last confession» (Последняя исповедь). Неоспоримы тонкая мелодика, техническое совершенство его стиха. Наибольший успех Р. имел в эпоху символизма, в частности в России.Библиография:I. Collected works, 2 vv., 1886; Letters, 2 vv., 1895; Preraphaelite diaries a. letters, 1900; Letters to his publisher, F.S.Ellis, L., 1928.
II. SwinburneA.C., Essays a. studies, 1875; SharpW., D.G.Rossetti, 1882; HamiltonW., The aesthetic movement in England, 1882; PaterW., D.G.Rossetti (the English poets, ed. Ward, v. IV), 1883; KnightJ., Life of D.G.Rossetti, 1887 (с библиограф.); BensonA.C., D.G.Rossetti (English men of letters), 1904; BrookeS.A., A study of Clough Arnold, Rossetti a. Morris, 1908; BoasF.S., Rossetti a. his poetry, 1914; DupreH., Un italien d’Angleterre, P., 1921; CaineH., Recollections of Rossetti, 1928, BachschmidtF.W., Das italienische Element in D.G.Rossetti, Munster Diss., Breslau, 1930; KlenkH., Nachwirkung D.G.Rossettis, Erlanger Diss., 1932; WallerR.D., The Rossetti Family, 1824—1854, 1932; KlinnertA., D.G.Rossetti u. St. George, Diss., Wurzburg, 1933. ВенгероваЗ., Собр. сочин., т.I., СПБ., 1913, Д.Г.Россетти.
III. RossettiW.M., Bibliography of the works of D.G.Rossetti, 1905.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.