- Род
- Род
-
РОД Эдуард (edouard Rod, 1857—1910) — швейцарский романист, писавший на франц. яз. Учился в Берне, затем в Берлине. С 1887 по 1893 был профессором всеобщей литературы в Женеве, затем переселился в Париж. Первые его романы написаны в духе натурализма («Palmyre Veulard», 1881). Но вскоре Р. отошел от натурализма и стал разрабатывать в своих произведениях моральные проблемы. Первая серия этих романов — «La course a la mort» (1885), «Le sens de la vie» (1889) и «Les trois cOurs» (1890) — посвящена вопросу о смысле жизни и отражает царившие в то время среди мелкой буржуазии пессимистические настроения. В дальнейшем Р. перешел к разработке частных «cas de conscience» (вопросов совести, сложных нравственных дилемм). Таковы романы «La vie privee de Michel Teissier» (1893), «Le menage du pasteur Naudie» (1898). Герои романов Р. — представители средней буржуазии, индивидуалисты, разъедаемые самоанализом. К разрешению возникающих проблем Р. подходит исключительно с точки зрения протестантской морали. Композиция его романов громоздка; господствующая идея часто дается абстрактно; основным достоинством его романов является тонкий психологический анализ. На мировоззрение Р. — идеолога ущемленной крупным капиталом старой «патрицианской» буржуазии — оказали влияние гл. обр. Шопенгауэр и Лев Толстой.
Перу Р. принадлежит ряд историко-литературных монографий: «Stendhal» (1891), «L’affaire J.-J. Rousseau» (1906), «Essai sur GOthe» (1898), «Lamartine» (1893), «Dante» (1891), «etudes sur le XIX-e s.» (1888) и др. Многие произведения Р. переведены на русский язык.Библиография:I. Кроме указ. в тексте, романы: La sacrifiee, 1892; La seconde vie de Michel Teissier, 1894; La-haut, 1897; L’indocile, 1905; L’ombre s’etend sur la montagne, 1907; Les unis, 1909. Пьесы: Michel Teissier, 1894; Le reformateur, 1906, и др.; Смысл жизни, Роман, перев. О. Н. Хмелевой, СПБ, 1890; То же, под заглавием: Вопросы жизни, Москва, 1894; Три сердца, Роман, «Русское обозрение», 1890, IV—VI; Швейцарские рассказы. Жена Бускарэ, Семейство Кни, перев. Вес—кой, «Северный вестник», 1892, II; Жертва искупления, Роман, СПБ, 1892; Частная жизнь парламентского деятеля, «Вестник иностранной литературы», 1893, I—VI; Перелом, Роман, СПБ, 1893; Поток, Роман, перев. Под редакцией П. Безобразова, СПБ, 1893; Михаил Тейсье, Роман, М., 1893; То же, под названием: Мишель Тесье, изд. Русского кн-ва в Париже, 1912; Молчание, Роман, М., 1894; Свободный брак, Роман, перев. Л. Толстовой и И. Израильсона, М., 1910; Полное собр. сочин., т. I. Меч и повязка, Роман, перев. Под редакцией А. Саянского, М., 1911. Статьи: Идеалистическая реакция во Франции, «Русский вестник», 1893, I; Русский роман и французская литература, там же, 1893, VIII.
II. Doumic К., Les jeunes, P., 1896; Pellissier G., etudes de litterature contemporaine, P., 1898 (русск. перев.: Критические этюды современной литературы, М., 1901); Roz Р., e. Rod, Р., 1906; Lehnartz О., Ed. Rod, P. Bourget und ihre liter. Richtung, Diss., Greifswald, 1912; Weil J., E. Rods Weltanschauung in ihrer Entwicklung, Berlin, 1912; Tissot Er., In memoriam E. Rod, Geneve, 1913; Beuchat Ch., ed. Rod et le cosmopolitisme, P., 1931; Батюшков Ф., Французский роман на тему «Воскресение» Л. Толстого, «Мир божий», 1903, VII («Тщетное усилие» Э. Рода).
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- род
-
1.
в грамматике, грамматическая категория, для имён существительных постоянная, для имён прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени – переменная (словоизменительная). В русском языке три рода: мужской, женский и средний. У каждого свой набор окончаний, определяющий тип склонения существительного.
2.
литературный, наиболее общая единица в классификации литературных произведений. Выделяется всего три рода: эпос, изображающий события в их развитии, отличающийся сюжетностью; лирика, задача которой – передать чувства, эмоции, ощущения; драма – произведение, предназначенное для постановки на сцене, оформляющее развитие действия в виде реплик героев и авторских ремарок. Литературный род выделяют по организации текста и его направленности: слово может быть направлено на объект речи (эпос), субъект речи (лирика) или саму речь (драма), т. е. изображать предметный мир, внутренний мир говорящего или общение. Границы рода совпадают с разделением на поэзию и прозу: большинство эпических произведений написаны в прозе, а лирических – в стихах, но встречается эпос в стихах (напр., «Илиада» и «Одиссея» Гомера) и лирика в прозе (напр., стихотворения в прозе И. С. Тургенева). То, что называют лиро-эпическим родом (поэмы и баллады), на самом деле – эпические произведения с ярко выраженным авторским началом.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
- Род
-
РОД. 1. Р. существительных. Способность существительных сочетаться с известными формами согласуемых слов (прилагательных и согласуемых в роде форм глагола), отличающая их от других существительных, вступающих для обозначения тех же грамматических функций в сочетание с другими формами тех же согласуемых слов. Эта способность обусловливается или различиями в форме существительных (ср. стол, скамья, окно), или различиями в значении существительных (ср. судья, сестра), или тем и другим. В существительных русского языка существуют двоякие категории Р.: 1. мужской, женский и средний Р., различающиеся только в единств. ч., и 2. одушевленный и неодушевленный Р., различающиеся только у существительных муж. Р. в единств. ч. и у существительных во множ. ч. (см. Одушевленные предметы). Категории муж., женск. и средн. Р. унаследованы русским языком от древнейших эпох (это деление восходит еще к общеиндоевропейскому яз.) и в настоящее время различаются по разным признакам, частью по значению, частью по окончаниям падежных форм. Можно думать, что первоначально в общеиндоевропейском яз. (за 2.000 лет до Р. Хр.) эти признаки совпадали: к муж. и женск. Р. относились имена лиц, животных и растений, к среднему — имена вещей (гл. о. сделанных); из первых к муж. Р. принадлежали имена особей муж. пола, а к женскому — имена особей женск. пола; остальные распределялись по родам по другим признакам; определенным родовым значениям соответствовали и определенные группы падежных окончаний. Еще в общеиндоевропейскую эпоху к среднему Р. были отнесены названия детенышей, как существ с невполне определившимся полом, ср. средний Р. таких имен в украинском: теля, дівча и средний Р. уменьшительных в древнегреч. и немецк. Еще позднее в отдельных индоевропейских языках явились некоторые существит. среднего Р., представляющие общие названия животных и растений, безотносительно к полу, ср. русск. животное, насекомое, растение. В нынешних индоевропейских языках старое значение категорий мужеского и среднего рода сохранилось лишь отчасти; во многих языках уцелело только два рода, мужеский и женский или одушевленный и неодушевленный, а в некоторых род существительных, как грамматическая категория, вовсе утрачен.2. Р. прилагательных и других согласуемых в роде слов. Различные формы согласуемых слов, зависящие от Р. существительных, с которыми эти слова вступают в сочетание. Из определения Р. существительных ясно, что у согласуемых слов различаются те же категории рода и в тех же падежах, как и у существительных. Одушевленный и неодушевленный Р., различающиеся только в форме винительного падежа, могут различаться поэтому только у прилагательных в атрибутивной форме, а у слов, имеющих формы только предикативного согласования, не различаются.
Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.