Рильке

Рильке
Рильке

       
РИЛЬКЕ Райнер Мария (Rilke, 1875—1926) — один из крупнейших немецких поэтов, представитель неоромантизма дофашистской Европы. Принадлежал к старинному аристократическому роду. Р. в Праге. Там же получил первоначальное образование, затем учился в Мюнхене и Берлине. Много путешествовал. Во время мировой войны жил в Швейцарии. Долгие годы жил во Франции, был другом и личным секретарем скульптора Родена. 1899—1900 провел в России. Вел уединенный, почти отшельнический образ жизни. Исследователи справедливо ставят Рильке в тесную связь с группой немецких модернистов, возглавлявшейся Ст. Георге (см.): близость эта проявляется в своеобразном лирическом индивидуализме, в утонченном самоуглублении, в пренебрежении самоценностью реального мира, в пренебрежении тематикой конкретной жизни человечества и, в связи с этим, в тяготении к примитивному, к праисторическому. Существеннейшая роль в произведениях Рильке принадлежит двум тематическим комплексам — «вещам» и «богу». Под «вещью» (Ding) Р. понимает и явления природы (камни, горы, деревья) и предметы, созданные человеком (башни, дома, саркофаг, витражи собора), которые являются в его изображении живыми и одушевленными. В своей лирике Рильке дает ряд мастерских образов «вещи». Однако и в таких подчеркнуто «вещных» тенденциях поэта сказывается его гипертрофированный субъективизм: не вещь в своем объективном бытии или в своем значении для практических потребностей человека, а вещь в субъективном восприятии индивидуума, в его эмоциональном самораскрытии составляет основную ценность этого «евангелия вещей». В своей книге о Родене Рильке теоретически защищает такую субъективную ценность «вещей». Однако в культе «вещи» сказались не только общеиндивидуалистические, но и прямые антисоциальные устремления поэта. По мысли Р., «вещи», не противопоставляя субъекту самих себя, чувствам субъекта — своих «противочувств» (Gegengefuhl), тем самым вызывают его доверие и помогают ему преодолевать одиночество (Nichtalleinsein). Однако очевидно, что подобное преодоление «одиночества» — только фикция, только способ уйти от людей, от их «противочувств», один из видов самозамыкания субъекта. Другой тематический комплекс лирики Рильке — бог — тесно связан с первым: бог для Рильке — это «волна, проходящая через все вещи»; вся «Книга часов» (Das Stundenbuch, 1905) — лучший сборник Рильке — посвящена такому взаимопроникновению бога и вещей. Однако и тема бога — не выход из индивидуализма Р., но лишь углубление его, и сам бог возникает как предмет мистического творчества (Schaffen) субъекта: «С моим созреванием созревает твое царство», — обращается поэт к своему богу. В связи с утонченным субъективизмом Рильке строится и художественная форма его стихов, культивируемые им возможности ритмической интонации, опирающейся на частые enjambements, виртуозное пользование евфоническими моментами стиха, выразительность синтаксиса, богатство рифмы. Таким же высоким мастером субъективистской выразительности проявил себя Р. и в своей художественной прозе. Характерны в этом отношении «Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge» (Записки Мальте Лауридса Бригге, 1910). Мистицизм, асоциальность и субъективизм Р. делают его одним из представителей реакционно-аристократической группы немецкого модернизма. Аристократические тенденции Рильке проявляются и в ряде созданных им образов («Записки Мальте», «Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke» — «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке», 1906). Несмотря на большой интерес к Р. у русских поэтов-символистов, большого влияния на их творчество он не оказал.

Библиография:

I. Gesammelte Werke, 6 Bde, Lpz., 1927; Erste Gedichte (вошли произведения из трех сборников: Larenopfer, 1896; Traumgekront, 1897, и Advent, 1898), Leipzig, 1913; Die fruhen Gedichte, Lpz., 1909 (является вторым изданием книги «Mir zur Feier, 1900); Das Buch der Bilder, Stuttgart, 1902; Auguste Rodin, Berlin, 1903; Geschichten vom lieben Gott, Lpz., 1904; Neue Gedichte, I—II, Lpz., 1907—1908; Requiem, Lpz., 1909; Das Marienleben (Gedichte), Lpz., 1913; Стихи в «Inselalmanach», 1914—1924, и в журн. «Inselschiff»; Die Sonette an Orpheus, Lpz., 1922; Duineser Elegien, Lpz., 1923; Briefe (1902—1907), 2 Bde, Lpz., 1929—1930; Briefe an Auguste Rodin, Lpz., 1928; Briefe aus d. Jahr. 1907 bis 1914, Lpz., 1933; Briefe und Tagebucher aus der Fruhzeit, 1899 bis 1902, Lpz., 1931. На русском яз.: Заметки Мальте-Лауридс Бригге, перев. А. Горбуновой, М., 1913; Жизнь Марии, перев. В. Маккавейского, Киев, 1914; Собрание стихов, перев. Александра Биска, Одесса, 1919; отд. произведения переведены Вл. Ю. Эльснером (в его сб. «Современные немецкие поэты», М., 1913), Ю. Анисимовым, Б. Пастернаком, Я. Гордон и др.
       

II. Кеу E., Seelen u. Werke, Berlin, 1911; Schwiefert E., R. M. Rilke, Strassburg, 1913; Scholz H., R. M. Rilke. Halle, 1914; Heygrodt R. H., Die Lyrik R. M. Rilkes, Freiburg i. Br., 1921; Gasser E., Grundzuge der Lebensanschauung R. M. Rilkes, Bern, 1925; Hess M., Der Prosastil R. M. Rilkes, Diss., Frankf., 1926; Jaloux Ed., R. M. Rilke, P., 1927; Kawerau S., St. George und R. M. Rilke, 2 erw. Aufl., Berlin, 1928; Buchheit G., R. M. Rilke, Zurich, 1928; Andreas-Salome L., R. M. Rilke, Lpz., 1928; Zweig S., Abschied v. R. M. Rilke, Tubingen, 1928; Olivero F., R. M. Rilke, Torino, 1929; Faesi R., R. M. Rilke, 2 Aufl., Wien, 1929 (с библиографией, составленной F. A. Hunich’ом); Zech Р., R. M. Rilke. Der Mensch u. das Werk, Dresden, 1930; Errante V., Rilke, Milano, 1930 (библиограф. на стр. 397—406); Schrank W., Sein und Erziehung im Werke R. M. Rilkes, Weimar, 1931; Sieber K., Rene Rilke. Die Jugend R. M. Rilkes, Lpz., 1932; Дрожжин С., Современный германский поэт Райнер Рильке (Из записок и воспоминаний), «Путь», 1913, XII.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Ри́льке
(Rilke) Райнер Мария (1875, Прага – 1926, санаторий Валь-Мон, Швейцария), австрийский поэт. Сын чиновника, учился в ун-тах Праги и Мюнхена. Вместе с писательницей Лу Андреас-Саломе в 1899 и 1900 гг. предпринял две глубоко впечатливших его поездки по России, встречался с Л. Н. Толстым, поэтом-крестьянином С. Д. Дрожжиным. В дальнейшем Рильке занимался русской культурой, изучил русский язык и писал по-русски выразительные, хотя грамматически не безупречные стихи:
Родился бы я простым мужиком,

То жил бы с большим просторным лицом:

В моих чертах не доносил бы я,

Что думать трудно и чего нельзя

Сказать…

(«Лицо»)

Представление о России как о богоизбранной стране отразилось в сборнике «Часослов» (1906). В третьей части «Часослова» отражены и первые парижские впечатления: в 1905–06 гг. Рильке был секретарём скульптора О. Родена в Париже. Позднее Рильке много писал и по-французски.
Цикл «Новые стихотворения» (2 ч., 1907, 1908) отражает новый подход Рильке к лирике: внимание привлекает объективный мир, отражающийся в «стихотворениях-предметах»: «Портал», «Собор», «Душа розы». Роман «Заметки Мальте Лауридса Бригге» (1910), написанный в остросовременной манере и во многом автобиографичный, отмечает начало творческого кризиса, который Рильке преодолел после 1-й мировой войны. Лирические сборники «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею» (оба – 1923) представляют по сути целостные произведения. Трагическая картина мира «Дуинских элегий» не беспросветна. В «Сонетах к Орфею» её сменяет торжественное прославление творчества.
С 1919 г. Рильке жил в Швейцарии, следил за русской литературой, активно переписывался с М. И. Цветаевой и Б. Л. Пастернаком.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Рильке" в других словарях:

  • Рильке — Рильке, Райнер Мария Райнер Мария Рильке Rainer Maria Rilke Портрет Рильке, автор Паула Модерзон Беккер Дата рождения: 4 декабря, 1875 …   Википедия

  • РИЛЬКЕ — (Rilke) Райнер Мария (род. 4 дек. 1875, Прага – ум. 29 дек. 1926, Вольмон, близ Монтрё) – австр. поэтфилософ; почти всю свою жизнь провел в путешествиях по России и европейским странам. В философском отношении значение Рильке заключается в том,… …   Философская энциклопедия

  • РИЛЬКЕ — (Rilke) Райнер Мария (1875 1926), австрийский поэт. Жил в Париже, Берлине, Швейцарии (с 1919). Прошел сложный путь от импрессионизма (сборник Часослов , 1905) и философской символики ( Новые стихотворения , части 1 2, 1907 08) к новой вещности ,… …   Современная энциклопедия

  • Рильке Р. — Райнер Мария Рильке Rainer Maria Rilke Портрет Рильке, автор Паула Модерзон Беккер Дата рождения: 4 декабря, 1875 Место рождения: Прага, Чехия Дата смерти: 29 декабря, 1926 …   Википедия

  • Рильке Р. М. — Райнер Мария Рильке Rainer Maria Rilke Портрет Рильке, автор Паула Модерзон Беккер Дата рождения: 4 декабря, 1875 Место рождения: Прага, Чехия Дата смерти: 29 декабря, 1926 …   Википедия

  • Рильке — (Rilke)         Райнер Мария (4.12.1875, Прага, 29.12.1926, санаторий Валь Мон, близ Монтрё, Швейцария), австрийский поэт. Родился в семье чиновника. Детство и юность провёл в Праге, затем жил в Мюнхене, Берлине, Париже, Швейцарии. Изучал… …   Большая советская энциклопедия

  • РИЛЬКЕ — (Райнер Мария Р. (1875 1926) австрийский поэт; см. тж МАРИЯ, РАЙНЕР) В небе лестница, по ней с Дарами... С новым рукоположеньем, Райнер! // Чтоб не залили, держу ладонью. Поверх Роны и поверх Rarogn а, Поверх явной и сплошной разлуки Райнеру… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Рильке Райнер Мария — Рильке (Rilke) Райнер Мария (4.12.1875, Прага, ‒ 29.12.1926, санаторий Валь Мон, близ Монтрё, Швейцария), австрийский поэт. Родился в семье чиновника. Детство и юность провёл в Праге, затем жил в Мюнхене, Берлине, Париже, Швейцарии. Изучал… …   Большая советская энциклопедия

  • Рильке Райнер — (Rilke) Рильке (Rilke), Райнер Мария (1875 1926) Австрийский поэт. Жил в Праге, Берлине, Париже, Швейцарии. Дважды был в России (1899 и 1900). Афоризмы, цитаты • Любая простая задача может быть сделана неразрешимой, если по ней будет проведено… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • РИЛЬКЕ (Rilke) Райнер Мария — (1875 1926) австрийский поэт. В лирике прошел сложный путь от импрессионизма (сборник Часослов , 1905) и философской символики ( Новые стихотворения , ч. 1 2, 1907 08) к новой вещности , стилю т. н. предметной образности ( Дуинезские элегии ,… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»