Реньяр

Реньяр
Реньяр

       
РЕНЬЯР Жан Франсуа (Jean Francois Regnard, 1655—1709) — французский комедиограф, ближайший преемник Мольера (см.). Р. в Париже в семье богатого торговца. В молодости много путешествовал. Вел рассеянную светскую жизнь. Типичный представитель аристократизировавшейся верхушки торговой буржуазии, беззаботный эпикуреец, кутила, повеса и игрок, Р. смотрел на литературную работу как на развлечение.
       Р. привлек к себе внимание общества «Satire contre les maris» (Сатира на мужей, 1694), написанной в ответ на старческую «Сатиру на женщин» Буало (см.). Но свое подлинное призвание Р. нашел в театре. Он начал с сочинения полуимпровизованных фарсов для театра «Итальянской комедии» с масками commedia dell’arte (см.). Параллельно Р. дебютировал в привилегированном театре «Французской комедии» пьеской «La serenade» (Серенада, 1694). За «Серенадой» последовал «Le bal» (Бал, 1696) — одноактная буффонада в манере Скаррона (см.). Постановка «Le joueur» (Игрок, 1696) выдвинула Р. на первое место среди французских комедиографов. Комизм пьесы построен на частых переходах героя к любви от карт и к картам от любви, причем переходы эти не мотивированы психологически, а вводятся Р. только для смехотворного эффекта. Столь же поверхностны по обрисовке характеров и блестящи по комической изобретательности пьесы «Le distrait» (Рассеянный, 1697), «Democrite amoureux» (Демокрит, 1700) и особенно маскарадная буффонная комедия «Les folies amoureuses» (Любовные безумства, 1704).
       Не довольствуясь постоянными заимствованиями у Мольера, Р. берет у Плавта («Mostellaria») сюжет одноактного фарса «Le retour imprevu» (Непредвиденное возвращение, 1700), а также «Les Menechmes» (Менехмы, 1705), наиболее классической из его комедий. Последняя и популярнейшая комедия Р. — «Le legataire universel» (Единственный наследник, 1708).
       В истории французской комедии Р. занимает место крупнейшего представителя развлекательной комедии положений (см. Комедия), лишенной серьезных моралистических и сатирических заданий. Глубокой принципиальности, философской глубине, крепкой буржуазной морали Мольера противостоят игривая поверхностность, беспринципность и имморализм Р., циническое презрение к семье, браку и мещанским добродетелям, «философия» наслаждения и безотчетного веселья. Все это — черты идеологии разлагающегося дворянства. Буржуа по происхождению, Р. является в основном не буржуазным, а дворянским художником, хотя в его комедиях заложено немало и буржуазных тенденций. Особенно примечательны в этом смысле его образы слуг и служанок, отличающиеся от мольеровских значительно большей активностью и напористостью. От его наблюдательности не ускользнуло формирование нового типа честолюбивого плебея, рвущегося к богатству и положению в обществе и взирающего с презрением на своих господ. Однако как дворянский писатель Р. не развивает этих тенденций. Дворянская установка Р. находит яркое выражение также в его приверженности классической доктрине.
       Кроме комедий Р. оставил еще трагедию «Sapor», либретто оперы-балета «Le carnaval de Venise» (1699), автобиографический роман «La provencale» (изд. в 1731) и др.

Библиография:

I. Критического собр. сочин. Р. не существует. Наиболее полные издания его сочинений — Ribou, 5 vv., 1731; G. Garnier, 6 vv., 1789—1790; Lequien, 6 vv., 1820; Crapelet, 6 vv., 1822; Michiels, 2 vv., 1854; Менехмы, или Близнецы, перев. В. И. Лукина, СПБ, 1763; Задумчивой, переложенный на российские нравы В. Лукиным, СПБ, 1769; Игрок, б. г.; Нечаянное возвращение, Москва, 1779; Серенада, или Музыкант поневоле, перев. М. Окулова, М., 1788; Единственный наследник, перев. В. Лихачева, Петербург, 1904.
       

II. Toldo P., etudes sur le theatre de Regnard, «Revue d’histoire litteraire de la France», 1903—1905; Guyot J., Le poete J. Regnard en son chasteau de Grillon, 1907.
       

III. Compaignon de Marcheville M., Bibliographie et iconographie des Ouvres de J. F. Regnard, 1877.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Реньяр" в других словарях:

  • Реньяр — Реньяр, Жан Франсуа Жан Франсуа Реньяр Jean François Regnard Дата рождения: 7 февраля 1655( …   Википедия

  • РЕНЬЯР (Regnard) Жан Франсуа — (1655 1709) французский драматург. Комедии положений Любовные безумства (1704), Единственный наследник (1708). Автобиографический роман Провансалка (издан 1731) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Реньяр Жан Франсуа — Реньяр (Regnard) Жан Франсуа (7.2.1655, Париж, ‒ 4.9.1709, замок Грийон близ Дурдана), французский драматург. С 1688 сочинял фарсы с музыкой и танцами (многие написаны совместно с Ш. Р. Дюфрени). В 1694 Р. поставил в театре «Комеди Франсез» пьесу …   Большая советская энциклопедия

  • Реньяр, Жан Франсуа — Жан Франсуа Реньяр Jean François Regnard Дата рождения: 7 февраля 1655(1655 02 07) …   Википедия

  • Реньяр Жан Франсуа — (Regnard) (1655 1709), французский драматург. Комедии положений (большей частью в стихах) «Игрок» (1697), «Любовник» (1708) отличает неистощимая комическая изобретательность. Автобиографический роман «Провансалка» (издан 1731). * * * РЕНЬЯР Жан… …   Энциклопедический словарь

  • Реньяр — (Regnard)         Жан Франсуа (7.2.1655, Париж, 4.9.1709, замок Грийон близ Дурдана), французский драматург. С 1688 сочинял фарсы с музыкой и танцами (многие написаны совместно с Ш. Р. Дюфрени). В 1694 Р. поставил в театре «Комеди Франсез» пьесу… …   Большая советская энциклопедия

  • Реньяр — (Жан Франсуа Regnard, 1656 1709) французский драматург. Родился в зажиточной буржуазной семье; бурно провел молодость, нередко предаваясь пьянству, азартной игре и разврату; совершил длинный ряд путешествий, побывал в Италии, Алжире, Голландии,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Реньяр Ж. Ф. — РЕНЬЯ́Р (Regnard) Жан Франсуа (1655–1709), франц. драматург. Комедии положений Любовные безумства (1704), Единственный наследник (1708). Автобиогр. ром. Провансалка (изд. 1731) …   Биографический словарь

  • РЕНЬЯР — (Regnart, Regnard), семья нидерландских композиторов, состоящая из 4 братьев: Франца, Якоба, Пасказиуса и Карла; из них Якоб (род. 1540) самый выдающийся, от остальных трех дошло до нас лишь несколько песнопений в сборнике 1590. Якоба мы находим… …   Музыкальный словарь Римана

  • РЕНЬЯР Жан Франсуа — РЕНЬЯР (Régnard) Жан Франсуа (1655—1709), французский драматург. Комедии в прозе «Серенада» (1695, п. 1788), «Неожиданное возвращение» (1700, п. 1779) и в стихах «Игрок» (1697, п. 1764), «Любовные безумства» (1704), «Менехмы» (1706, п. 1763) …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»