- Архангельский
- Архангельский
-
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Семенович (1854–1926) — историк русской литературы и театра. Проф. Казанского университета, из семьи священника. Основные работы А. посвящены истории древнерусской литературы. Главные труды, отдельно изданные: «Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси» (СПБ., 1882); «Творенья отцов церкви в древнерусской письменности» (СПБ., 1888, тт. I-V, Казань, 1889–1891); «Театр допетровской Руси» (Казань, 1884); «Литература домонгольской Руси» (Казань, 1903); «Образование и литература в Московском государстве» (вышло семь выпусков, охватывающих русскую литературу с древнейших времен до Ломоносова) и др. Под редакцией А. вышло лучшее издание сочин. В. А. Жуковского. Некоторое значение, как пособие справочного характера, сохранил его компилятивный труд «Введение в историю русской литературы» (т. I, П., 1916), несмотря на устаревшую методологию автора.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Арха́нгельский
-
Александр Григорьевич (1889, Ейск – 1938, Москва), русский поэт-сатирик. Из-за ранней смерти отца не смог получить образования; чтобы содержать семью, начал работать. В 1910 г. переехал в Петербург, где начал писать стихи, которые не публиковал. Первые произведения были подражательными, близкими к символизму. В 1919 г. выходит первый поэтический сборник «Чёрные облака», который критики назвали несамостоятельным, подражательным, но довольно «умелым». С 1921 г. Архангельский начинает публиковать в периодике многочисленные стихотворные фельетоны, статьи и заметки на политические темы. Активно сотрудничает в сатирических изданиях: журналах «Крокодил», «Лапоть», «Красный перец», газете «Вечерняя Москва» и др. В 1920-е гг. выходят многочисленные сатирические сборники: «Бабий комиссар» (1925), «Коммунистический Пинкертон» (1925, 1926), «Банный лист» (1927), «Частушки» (1929) и др., которые принесли писателю сиюминутную известность, но не выдержали проверку временем. В то же время автор открывает для себя жанр пародии, первая из которых была написана на В. В. Маяковского («Вам, сидящим в мещанства болоте…», 1926). Затем последовали сборники пародий: «Пародии» (1929), «Поэтические пародии» (1934) и др. Пародии был своеобразным жанром литературной критики и одновременно творческим портретом писателя.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.