- Прево Эжен Марсель
- Прево Эжен Марсель
-
ПРЕВО Эжен Марсель (Eugene Marcel Prevost, 1862—) — французский романист, характерный выразитель идейного оскудения французской буржуазии конца XIX и XX вв. Творчество Прево, тесно связанное с обслуживанием отсталых (частью провинциальных) слоев торговой и рантьерской буржуазии, формируется в условиях идейной и политической реакции и промышленного застоя, типичных для Франции 80-х и 90-х гг. Наряду с подчеркнуто-индивидуалистическим, эстетизирующим искусством декадентов в противовес «научному» роману Золя и его учеников складывался новый тип поставщика мещански-благонамеренного чтива.
Среди многочисленных представителей этого жанра Прево — наиболее яркий. Вслед за первым своим романом «Le scorpion» (Скорпион, 1887; русск. перев., СПБ, 1901), отражавшим еще прямое влияние натурализма (см.) и давшим картину жизни иезуитского коллежа, Прево провозглашает в предисловии к «Chonchette» (Шоншетта, 1888; русск. перев., СПБ, 1901) права «романического романа», свободного от научных идей и социальных вопросов. Ряд новых произведений, особенно роман «L’automne d’une femme» (Осень женщины, 1893; русск. перев., СПБ, 1899), утверждает за П. репутацию признанного знатока «женской психологии», по сути дела — психологии бездельничающих, живущих чувством и чувственностью дам и девушек среднебуржуазного круга. В 1894 «Les Demi-vierges» (Полудевы; русск. перев., СПБ, 1898), обличающие нездоровую сексуальную жизнь светских молодых девушек Парижа, обеспечивают П. громкую славу, не лишенную оттенка сенсации. 900-е гг. — время наибольшего успеха П. С 1909 П. — член Академии. Откликаясь на веяния времени, воспринимаемые «обществом» как модные, подхватывая темы женской эмансипации («Les vierges fortes», 1900), национализма («M-r et M-me Moloch», 1906; русск. перев., M., 1907; «Les Anges-Gardiens», 1913), мировой войны («L’Adjudant Benoit», 1916, и др.), белой эмиграции («Sa Maitresse et Moi», 1925), Прево всюду остается тем же автором бульварно-пикантных этюдов, в которых морализация сочетается с альковностью, религиозное сознание греха обостряет чувственные переживания, а изощренная литературная техника никогда не переходит в художественную самобытность.
С 1921 П. редактирует основанный при его участии журнал «Revue de France», среди сотрудников к-рого — шовинист Баррес, известный своими антисоветскими выпадами Анри Бэро и др. Литературное движение современной Франции идет мимо П.Библиография:I. Произведения последних лет: La Retraite ardente, 1927; L’Homme vierge, 1928; Voici ton Maitre, 1930; Marie-des-Angoisses, 1932; Febronie, 1933; Le Pavillon vert, 1934. В довоенной России П. пользовался популярностью, особенно романы «Осень женщины» и «Полудевы». Собр. сочин., 4 тт., изд. Пантелеева, СПБ, 1901; То же, изд. А. А. Каспари, СПБ, (1912), 14 книг, бесплатное приложение к журн. «Родина»; Прапорщик Бенуа, Роман, П., 1916. После Октябрьской революции переведены: Ангелы-хранители, Роман, перевод Л. Горбуновой, изд. «Универсальная биб-ка», М., 1918; Дон-Жуанши, Роман, перев. И. Д. Маркусона, изд. «Мысль», П., 1923.
II. Bertaut J., Marcel Prévost, P., 1904; Jansen G., Frauenpsychologie u. Frauenpädagogik bei M. Prevost, Diss., Würzburg, 1927; Lemonnier L., Populisme, Paris, 1931; Reggie A., Au seuil de leur âme, s. a.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.