Полонский Я. П.

Полонский Я. П.
Полонский Я. П.

       
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович (1820—1898) — поэт. Р. в Рязани, в семье чиновника. Учился в Рязанской гимназии, позже в Московском ун-те на юридическом факультете. Одно время сильно нуждался, зарабатывал на хлеб грошовыми уроками. В 1844 окончил университет и выпустил первую книгу стихов («Гаммы»), сочувственно встреченную «Отечественными записками». Потом служил в Одессе, в Закавказье (редактировал «Закавказский вестник»). В 1857 уехал за границу. В 1858 Полонский вернулся в Петербург. С 1859—1860 редактировал «Русское слово», позже работал цензором.
       Для П. характерны большая плодовитость и разнообразие жанров — от эпической поэмы до газетного сатирического фельетона. Особенно популярны были в свое время лирические стихотворения П. (многие переложены на музыку) и легкая грациозная поэма-шутка «Кузнечик-музыкант». П. продолжал традиции буржуазно-дворянского либерального западничества 40-х гг., и было бы ошибочным стирать грань между творчеством П., как это иногда делают, и творчеством таких дворянских поэтов, как Майков и Фет. Стремление к «чистому искусству», характерное для этих поэтов, отнюдь не чуждо и П. Но в то время как для Фета и Майкова это стремление было основным в их творчестве, для Полонского оно явилось лишь одной из сторон его лирики.
       Творчество П. было различным на разных этапах. В пору «реформ» П. пел дифирамбы правительству и выступил против польского восстания с пасквильной пьесой «Разлад», где смыкался с лагерем Каткова. Реакционный курс после 1866 толкал влево идеолога либеральных земцев. П. этого периода не чужд заигрыванию с революционерами, выхолащивая однако из их образов боевые, действенные черты, возводя на пьедестал их жертвенность («Что мне она»).
       В противовес усадебным поэтам, возводившим в перл создания крепостнический «рай», П. задыхался в тесных рамках этого «рая» и рвался из него в «жизнь, подымающую вой». П. 60-х гг. — это певец «возмущенной стихии», «пораженной свободы» (см. стихи в альбом К. Ш.), пламенный бард «царства науки», которая «миру, как вечное солнце, сияет». Он славит строителя Вавилонской башни Немврода как борца за прогресс, за обуздание темной стихии, за подчинение ее разумной воле человека. В противовес официозной концепции в своей исторической поэзии 60—70-х гг. П. обличал мрачное кровавое прошлое дореформенной Руси. Парадной героике «северной Пальмиры», «боевой музыке» петровских баталий он противопоставлял реальную картину загубленных мужицких жизней («Миазм»). В стихах «Хандра и сон Ломоносова» он показал трагическую фигуру одиночки-просветителя, фигуру, не имеющую ничего общего с трафаретным образом напудренного академика, сподвижника царей, канонизованного официальной легендой. П. приветствовал Шиллера, чествуя в юбилее вольнолюбивого германского поэта столетие пробудившейся гуманистической мысли третьего сословия. Он окружил ореолом французскую революцию 1789 («Шиньон»), но гильотина, якобинская диктатура, кровавые плебейские «эксцессы», разумеется, внушали ему отвращение и ужас («У сатаны»).
       Теневые стороны капитализма не ускользали от П., но его обличения капитализма не разрушали его основы. В творчестве П. мы находим яркий показ городской нищеты, петербургских кошмаров — мотивы, аналогичные Некрасову. Но сочувствуя страданиям бедноты, он в то же время испытывал перед ней панический страх — в дырявых лохмотьях, в мраке городских трущоб он видел угрозу своему комфорту («Опасение»).
       В 80—90-х гг., как и в эпоху «реформ», Полонский снова правеет, совершенно отойдя от оппозиции. Мистицизм, поповщина, уход в сверхъестественное, мрачная ипохондрия становятся преобладающими в его творчестве. Значительное место на всех этапах творчества Полонского занимает любовная лирика, отличающаяся мягкими, интимными тонами и семейным характером. В этих своих произведениях, как и во всем творчестве, Полонский близок к Тургеневу.
       Неустойчивость мировоззрения П. предопределила и эклектизм формальной стороны его творчества. П. колеблется между изысканным эстетизмом крепостника Фета и демократическим реализмом Некрасова. В поэме «Кузнечик-музыкант» П. использовал изящную салонную лексику для взрывания ее же изнутри путем реалистического снижения традиционных салонных образов («навозный жук» рядом с «сильфидой»). То же разрушение усадебных канонов и в стихотворении «Влюбленный месяц». Язык П. — сплошь и рядом язык клиники, лаборатории, а не традиционный «язык богов». Зачастую у П. бытует разговорная речь городского обывателя, газетный жаргон, — отсюда обильные прозаизмы, как напр. тривиальное словцо «идиоты» в самом поэтическом месте («У сатаны»).
       Но вопреки этим реалистическим тенденциям сам П. неоднократно тяготел к усадебному романсу, к дворянским традициям «чистого искусства». Здесь можно указать на любовную лирику Полонского или напр. поэму «Келиот», трактующую абстрактные общечеловеческие проблемы в отрыве от наболевших «вопросов» 70-х гг. и потому отвергнутую радикальными «Отечественными записками» в лице Некрасова. Стремление к эклектической «независимости», к примиряющей половинчатости в высшей степени характерно для художественного метода П.
       Отношение к П. идеологов революционной демократии определяется той позицией золотой середины, к-рую занимал Полонский как в своих политико-философских взглядах, так и формальной стороной своего творчества. Отношение этих кругов четко выразил Добролюбов: «Самые дикие, бесчеловечные отношения вызывают на его губы только грустную улыбку, а не проклятья, исторгают из глаз его слезу, но не зажигают их огнем негодования. Вот отчего... стихи Полонского проходят так часто незамеченными... нам теперь нужна энергия и страсть — мы и без того слишком грустны и незлобивы».

Библиография:

I. Полное собр. сочин., в 10 тт., изд. Ж. А. Полонской, СПБ, 1885—1886; Полное собрание стихотворений, изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1896.
       

II. П. Добролюбов Н. А., Стихотворения Я. П. Полонского, Кузнечик-музыкант Я. Полонского, Рассказы Я. Полонского, «Современник», 1859, кн. VII (перепеч. в «Полном собр. сочин.» Добролюбова, т. II, (М.—Л.), 1935); (Салтыков), «Отечественные записки», 1869, № 9, и 1871, № 2; Покровский В., Полонский, Сборник историко-литературных статей, М., 1906.
       

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, Гиз, Л., 1924; Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2, М., 1924, стр. 185—187.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Полонский Я. П." в других словарях:

  • Полонский — Полонский  фамилия. Довольно часто встречается в России, на Украине и в Белоруссии. Так что нет ничего удивительного, что впервые фамилия «Полонский» (Połoński) упоминается в польских гербовниках XVI века как «старожитный род на Литве»… …   Википедия

  • ПОЛОНСКИЙ — Яков Петрович (1819 98), русский поэт. Лирические стихи (многие из них положены на музыку и стали народными песнями: Песня цыганки , Затворница и др.), поэмы (в том числе шуточная поэма сказка Кузнечик музыкант , 1859), повести, романы …   Современная энциклопедия

  • Полонский — Либо от селений по названию Полонь, Полонное (полонь чистое, безлесное место), либо от латинского слова полонус польский. Дворяне Полонские, к которым принадлежал известный русский поэт XIX века, вели свою родословную от польской службы ротмистра …   Русские фамилии

  • Полонский — (Яков Петрович) один из главных русских поэтовпослепушкинской эпохи, род. 6 декабря 1820 г. в Рязани, сын чиновника;учился в местной гимназии, потом в московском университете., где еготоварищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса П.; в …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Полонский Я. — Яков Полонский Яков Петрович Полонский (6 (18) декабря 1819, Рязань 18 (30) октября 1898, Санкт Петербург) русский поэт и прозаик. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Полонский Я. П. — Яков Полонский Яков Петрович Полонский (6 (18) декабря 1819, Рязань 18 (30) октября 1898, Санкт Петербург) русский поэт и прозаик. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Полонский — I Полонский         Владимир Иванович (17.6.1893 30.10.1937), советский партийный и профсоюзный деятель. Член Коммунистической партии с 1912. Родился в Тобольске. Из мещан. С 1908 был матросом, чернорабочим, с 1912 рабочий электромонтёр в… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОЛОНСКИЙ — 1. ПОЛОНСКИЙ Витольд Альфонсович (1879 1919), актёр. В 1907 16 в Малом театре. С 1915 в кино, один из самых популярных актёров русского дореволюционного кинематографа; исполнял роли великосветских героев любовников. Снимался в фильмах Песнь… …   Русская история

  • Полонский — Яков Петрович (1819, Рязань – 1898, Санкт Петербург), русский поэт, прозаик. Родился в небогатой дворянской семье. Окончив в 1838 г. Рязанскую гимназию, поступил в Московский ун т. В это время познакомился с А. А. Фетом и А. А. Григорьевым.… …   Литературная энциклопедия

  • ПОЛОНСКИЙ — 1. (Яков Петрович (1819 1898) рус. поэт) С простертой дланью вдохновенно Полонский здесь (на вечерах у Анны Вревской) читал стихи. Какой то экс министр смиренно Здесь исповедывал грехи. АБ919 (III,319); 2. (Вячеслав Павлович (1886 1932) рус. лит …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»