Пиранделло


Пиранделло
Пиранделло

       
ПИРАНДЕЛЛО Луиджи (Luigi Pirandello, 1867—) — крупнейший писатель современной Италии. Р. в Джирджити (Сицилия) в семье владельца серных копей. Окончил филологический факультет Боннского университета. С 1897 по 1921 занимал кафедру стилистики в Высшем женском учительском институте в Риме. В 1889 дебютировал сборником стихотворений «Радостная боль» (Mal Giocondo), отмеченных влиянием флорентийских поэтов XV в. В 1891 появилась вторая книга его стихов «Пасха Геи» (Pasqua di Gea). Сдружившись с Капуана (см.), одним из вождей итальянского веризма (см.), П. примкнул к этой школе. В 1894 выпустил написанный в веристской манере сборник новелл «Любовь без любви» (Amori senza amore). В 1901 вышел в свет роман «Отверженная» (L’esclusa), за которым последовали роман «Очередь» (Il turno, 1902) и сборники новелл «Шутки жизни и смерти» (Beffe della morte e della vita, 2 vv., 1902—1903), «Когда я был сумасшедшим» (Quand’ero matto, 1902), «Белые и черные» (Bianche e nere, 1904). Появление третьего романа П. «Покойный Маттиа Паскаль» (Il fu Mattia Pascal, 1904; русский перевод под названием «Дважды умерший», Л., 1926) положило начало его лит-ой известности не только в Италии, но и за границей. Оно знаменовало преодоление П. веристского канона и переход его к новой, глубоко индивидуальной писательской манере, отмеченной заостренным психологизмом и своеобразной «театральностью» в изображении жизни. Сам П. назвал созданный им новый стиль «юморизмом» и сделал попытку его теоретического осмысления в брошюре «L’umorismo», 1908.
       Особенно полное выражение творческого лица П. дают его драмы. Первые пьесы П. — «Тиски» (La morsa, 1912), «Сицилийские лимоны» (Lumie di Sicilia, 1911), «Разум других людей» (La ragione degli altri, 1913), «Дурацкая шапка» (Il beretto a sonagli, 1914), «Кувшин» (La giara), «Другой сын» (L’altro foglio), «Берегись, Джакомино» (Pensaci, Giacomino, 1916), «Лиола» (Liola, 1917) и др., — носившие бытовой характер и частично написанные на сицилийском диалекте, не имели особенного успеха. Только постановка «Шести действующих лиц в поисках автора» (Sei personaggi in cerca d’autore, 1921) принесла П. запоздалую славу. Каждая новая пьеса П., написанная после 1921, превращалась в событие общеевропейского значения. Фашистское правительство Италии осыпало П. наградами и почестями. П. официально вступил в фашистскую партию и последние годы всячески подчеркивает свою преданность фашистскому режиму.
       За время своей 45-летней лит-ой деятельности П. проделал сложную эволюцию, отображающую процесс идеологического развития мелкобуржуазной интеллигенции в эпоху созревания и разложения итальянского империализма. Резкие противоречия, характеризующие мировоззрение и творческую практику художественного развития П., глубоко специфичны для Италии, в к-рой переход капитализма в его последнюю империалистическую стадию до чрезвычайности обострил кричащие противоречия итальянского капитализма, развивавшегося в экономически отсталой, наполненной пережитками феодализма стране. Литературная деятельность П. началась под знаменем веризма, мелкобуржуазного «народнического», оппозиционного капиталистической культуре стиля, пронизанного пессимистическим фатализмом, сознанием неотвратимости гибели докапиталистического уклада. В ранних новеллах П. оживает душная обстановка сицилийской провинции, скудная беспросветная жизнь местных крестьян, ремесленников и служащих, изнемогающих под гнетом нужды и яростно борющихся за жизнь. Как и его учителя Верга и Капуана, П. выступал художником «униженных и оскорбленных», стремясь раскрыть трагизм обыденных переживаний «маленьких» людей, бессильных пред лицом наступающего капитализма. Однако П. острее, жестче, горьче своего учителя Верга, он парадоксальнее и ироничнее. В нем живет потенция к восстанию против установленных законов и норм. Уже в своем первом романе «Отверженная» он рисовал конфликт незаурядной женщины с подленькой мещанской средой, но тут же показал и бесплодность ее попыток победить эту среду.
       Аналогичную попытку восстания против мещанской действительности делает и герой романа «Покойный Маттиа Паскаль», стремящийся уйти от своей среды и построить новую жизнь (его считают утонувшим) под вымышленным именем Миса, но и его попытка окончилась неудачей, ибо сознание его крепко связано с ненавистными условностями и бессильно выйти из их привычного круга. П. превосходно показал здесь противоречивость практики мелкой буржуазии, к-рая и хочет и не может вырваться из рамок буржуазного общества, занимая в нем колеблющееся положение.
       Путь П. от «Отверженной» к «Маттиа Паскалю» — путь психологического заострения романа, перевода конфликта в глубину сознания героя. Так намечается отход П. от веристского социального романа к субъективному психологизму, вступающему в решительное противоречие с реалистической манерой письма. Перелом, сказавшийся уже в «Маттиа Паскале», расширялся и углублялся в течение десятилетия, предшествующего мировой войне. В эту эпоху особенно обостряются противоречия в творческом сознании П.; обострение это приводит его к все большему отходу от социальной проблематики, к все большему перенесению конфликтов в индивидуальное сознание его героев. Не оправдывая капиталистической действительности, П. не только поддается прогрессирующему загниванию буржуазной культуры, но становится проводником этого загнивания.
       Основной темой творчества П. становится теперь соотношение объективной действительности и субъективной иллюзии «маленького человека» и раскрытие роли этой иллюзии в его жизни. От безумного хаоса реальной жизни, к-рый мелкобуржуазные герои П. не в силах осмыслить, они спасаются в мир иллюзорный. «Творимая легенда» начинает занимать место познания реального мира, лицо — прикрываться маской. Герои П. начинают играть «роли» других людей или самих себя, что в конечном счете приводит их часто к безумию и гибели, ибо жизнь безжалостно срывает маски, разбивает их иллюзии. В отличие от других буржуазных писателей П. не уходит в мистику, религиозность и символизм, — он продолжает признавать власть не зависящих от человеческого сознания законов окружающей действительности; самым диким проявлениям безумной фантазии своих героев он дает реальные мотивировки. Но он видит высшую ценность в уходе от жизни в мир фантазии, в смешении понятия «быть» и «казаться», приводящем к необузданной игре самыми причудливыми парадоксами. Все это получает у П. философское оправдание в утверждении непознаваемости объективного существа неуловимых в своей бесконечной изменчивости вещей. Безграничный релятивизм в сочетании с апофеозом субъективного воображения художника, создающего действительность более реальную, чем сама жизнь, — такова философская основа творческого метода Пиранделло, окрашенного в тона субъективного идеализма, несмотря на наличие в нем некоторых реалистических элементов.
       Субъективно-идеалистическая эстетика П. приводит его к отказу от великой социально-политической борьбы и фактически примиряет с капиталистической действительностью. Подменяя иллюзорную реальность жизни своей высшей реальностью, искусство ликвидирует противоречие между идеалом и действительностью тем, что становится само на место последней. Но провозглашая спасение от жизни в искусстве, П. определенно вступает на путь мистификации и социальной демагогии. Именно эта последовательная мистификация, осуществляемая со всей силой его громадного художественного дарования, и явилась причиной сближения его с фашизмом, увидевшим в его субъективно-идеалистической эстетике великолепное средство демагогического воздействия на массы, их отвлечения от социально-политической борьбы, перевода их недовольства в метафизический план. Конечная фашизация творчества П. лишь логически завершает охарактеризованный выше процесс.
       Вершиной творчества П. является его драматургия. П.-драматург является крупнейшим представителем «условного» театра, театра «гротеска», пышно расцветшего в послевоенной фашистской Италии (Кьярелли, Россо ди Сан Секондо и др.). Именно в театре П. получил возможность наиболее полного раскрытия своей излюбленной темы о соотношении между правдой и иллюзией, к-рые принимают характер заостренной парадоксальной «игры»: действительность превращается в сценическую иллюзию, а эта последняя — в действительность. Давнишняя идея Пиранделло о масках, надеваемых людьми на себя, чтобы спастись от гнетущей реальности, получает ярчайшее воплощение в таких пьесах, как «Это так, раз так вам кажется» (Cosi e se vi pare, 1918), «Жизнь, которую я тебе даю» (La vita che ti diedi, 1923), «Обнаженные одеваются» (Vestire gli ignudi, 1922) и в особенности «Генрих IV» (Enrico IV, 1922), в которой развернута с потрясающей силой тема тождества безумия и мудрости.
       Поскольку жизнь — игра, постольку в этой игре подвергаются перманентной переоценке все устои буржуазного общества и мещанской морали. Именно в театре П. получает наибольшие возможности реализации своих психологических парадоксов, к-рыми были наполнены его новеллы. Его драмы почти всегда развертывают парадоксальные ситуации, рассчитанные на «эпатирование» мещанского зрителя: доктор убивает больного-убийцу, чтобы спасти его от казни («Долг врача»), человек женится, чтобы избежать брака («Да это совсем не серьезно»), и т. д. и т. д. Однако социальная острота совершенно отсутствует в таких «взрывающих» установленные бытовые каноны пьесах, поскольку для П. жизнь — только игра, лишенная устойчивых моральных критериев и получающая ценность только как объект эстетического восприятия. Так П. скатывается по существу на позиции рантьерского имморализма, нигилизма пресыщенных упадочных людей, нуждающихся во все более острых средствах для пробуждения их притупленной чувствительности.
       Драматургическая техника П. поражает своей виртуозностью. Необычайная сгущенность и лаконичность фразы, насыщенной напряженной внутренней динамикой, выявляет сложную психологическую игру, характеризующую всех его персонажей. При всей своей театральности драматургическая форма П. тяготеет к монологу (ср. форму его романов и новелл). Персонажи П. говорят обычно не столько друг с другом, сколько со зрителем. Для построения реплики у П. характерно частое повторение самых обычных разговорных слов, превращающее их в своеобразные голосовые жесты, рассчитанные на мимическое сопровождение и передающие бурлящую в его героях внутреннюю эмоцию. Особое и значительное место в пьесах П. занимают его ремарки, имеющие самостоятельное литературное значение. Необычайное формальное мастерство Пиранделло, прогрессирующее прямо пропорционально его установке на самоцельное и самодовлеющее «театральное» представление, подлежит серьезному изучению и критическому использованию, к-рое в советском театре еще не начиналось.

Библиография:

I. Русск. перев. (помимо указанных в тексте): Сицилийские лимоны, Новелла, «Вестник иностранной литературы», 1905, № 9; Близнецы, Новеллы, перев. А. А. Андреевой, Гиз, М. — Л., 1926 («Универсальная биб-ка»); Вертится, Роман, перев. З. В. Таль и Г. В. Рубцовой, изд. «Мысль», Л., (1926); В молчании, Рассказы, перев. З. В. Таль и Г. В. Рубцовой, изд. «Мысль», Л., (1926); Счастливцы, перев. Э. К. Бродерсен, изд. «Время», Л., 1926; Трагедия одинокого человека, (Рассказы), перев. З. Таль и Г. Рубцовой, изд. «Мысль», Л., (1926); Три мысли горбуньи, перев. З. Таль и Г. Рубцовой, изд. «Время», Л., 1926; Свадьба на похоронах, перев. Г. А. Гликмана, «ЗиФ», М., 1927; Так жить нельзя, Новеллы, перев. Г. А. Гликмана, с предисл. Абр. Эфроса, «Круг», М., 1927; Лунная болезнь, Новеллы, с предисл. П. С. Когана, Гиз, М. — Л., 1928; Отвергнутая, Роман, перев. Зин. Львовского и Е. С. Коц, изд. «Время», Л., 1928; Грешница, Роман, перев. Н. Рыковой и Г. Рубцовой, изд. «Прибой», Л., 1928 (предисл. Инн. Оксенова); Шесть действующих лиц в поисках автора, перев. Е. Лазаревской, «Современный Запад», 1923, № 3; Обнаженные маски. Театр, перев. (и предисл.) Г. В. Рубцовой, «Academia», М. — Л., 1932 (в сборник включены 7 пьес, впервые переведенных у нас). Сборники новелл: Erma bifronte, 1906; La vita nuova, 1908; Terzetti, 1912; Le due maschere, 1914; La trappola, 1915; Erba del nostro orto, 1915; E domani, lunedi..., 1917; Un cavallo nella luna, 1918; Il carnevale dei morti, 1919; Tu ridi, 1919; Berecche e la guerra, 1919. Романы: Suo marito, 1911; I vecchi e i giovani, 1913; Si gira, 1916; Uno, nessuno e centomila, 1926. Драмы: Ciajcuno a suo modo, 1924; Diana e la Tuda, 1926; L’amica della mogli, 1927; La nuova colonia, 1928; Questa sera si recita a soggetto, 1929. Собрание новелл издано в 24 томах во Флоренции издателем Bemporad под общим заглавием Novelle per un anno. Тем же издателем публикуются и драмы Пиранделло под общим заглавием Maschere nude.
       

II. Первухин М., Луиджи Пиранделло (Письмо из Рима), «Современный мир», 1913, VII; Эфрос А., Луиджи Пиранделло, «Запад и Восток», 1926, № 1—2; Рубцова Г. В., Современная итальянская литература, изд. «Красной газеты», Л., 1929; Куллэ Р., Этюды о современной западноевропейской и американской литературе, М. — Л., 1930; Луначарский А. В., Последняя пьеса Пиранделло, «Вестник иностранной литературы», 1930, № 1; Рубцова Г., Луиджи Пиранделло, предисл. к кн. «Обнаженные маски», М. — Л., 1932; Гвоздев А., Театр Луиджи Пиранделло, «Рабочий театр», 1932, № 31. Отзывы: Сольский В., «На литературном посту», 1926, № 5—6; Ирк. В., «Звезда», 1926, № 3; «Новая Россия», 1926, № 3 (о «Дважды умершем»); Гаген, «Книгоноша», 1926, № 16—17 (о «Трагедии одинокого человека», «Трех мыслях горбуньи» и «Счастливцах»); Эйшискина Н., «Печать и революция», 1926, № 3 (о «Счастливцах»); Локс К., «Печать и революция», 1928, № 1 (о новеллах «Так жить нельзя»); Вешнев В., «Октябрь», 1928, № 4 (о «Лунной болезни)»; Локс К., «Новый мир», 1929, № 2 (о «Грешнице»); Горький М., «Книга и революция», 1929, VI (об «Отвергнутой»); «Вестник иностранной литературы», 1928, № 12 (о «Покинутой»); Берковский Н., «Звезда», 1932, № 7; Миллер-Будницкая Р., «Литературный современник», 1933, № 1; Афиногенов А., «Литературная газета», 1933, № 2; Tilgher A., Studi sul teatro contemporaneo, Roma, 1923; Starkie W., Luigi Pirandello, N. Y., 1927, Pasini F., Luigi Pirandello, come mi pare, Triesti-1927; Cremieux B., Panorama de la litterature italienne contemporaine, P., 1928; Pellizzi C., Le lettere italiane del nostro secolo, Milano, 1929; Nardelli F. V., L’uomo segreto, vita e croci di Luigi Pirandello, Milano, 1932.
       

III. Russo L., I narratori, Guide bibliografiche, Roma, 1925; Chi e?, 2-a ed., Formiggini, Roma, 1931.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Пиранде́лло
(pirandello) Луиджи (1867, Джирдженти – 1936, Рим), итальянский писатель. Родился в Сицилии в буржуазной семье. Изучал филологию в ун-тах Рима и Бонна; написал диссертацию о диалекте родного края. В литературу вступил сборником стихов «Радостная боль» (1889). Широкую известность приобрёл новеллами сборников «Любовь без любви» (1894) и «Новеллы на год» (т. 1–5, 1901—19; новое изд. 1922). Написанные в традициях веризма (от vero – «правдивый»; близкое натурализму реалистическое направление в итальянской литературе кон. 19 – нач. 20 в.), эти новеллы сочетали изображение повседневной жизни с критикой закосневших взглядов и обычаев, обрисовкой необычных характеров и ярких страстей.
Новаторскую концепцию интеллектуально-иронического театра Пиранделло изложил в теоретико-эстетической книге «Юмор» (1908). Воплощением её идей стала драматургия писателя – бытовые комедии и трагикомические драмы «Лимоны Сицилии» (1911) и «Лиолб» (1916, обе – на сицилийском диалекте), «Это так (если вам так кажется)» (1918), «По-хорошему» (1920), «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), «Обнажённые одеваются» (1923) и др. В них Пиранделло, отказываясь от традиционных театральных форм, понятия характера и привычных приёмов развития фабулы, с тонким психологическим аналитизмом и сатирической остротой разоблачает так называемых «порядочных» людей, показывает ограниченность их мещанского болота, выражает бунт против лицемерия общепринятой морали. В ряде драм Пиранделло философски осмысляет трагическое столкновение «лица и маски» («Генрих IV», 1922), иллюзии и реальности («Жизнь, которую я тебе даю», 1924; «Какой ты меня хочешь», 1930), сложное соотношение вымысла и правды («Каждый по-своему», 1924; «Сегодня мы импровизируем», 1930). Проблема несоответствия видимости и сути, глубокое сочувствие «маленькому» человеку, пронизывающее всё творчество Пиранделло, неизбежность разочарования и крушения надежд в современном мире прочитываются и в его романах «Отверженная» (1901), «Покойный Маттиа Паскаль» (1904), «Старые и молодые» (1909), «Снимается кино» (1916) и др. Нобелевская премия (1934).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Пиранделло" в других словарях:

  • Пиранделло — Пиранделло, Луиджи Луиджи Пиранделло Luigi Pirandello Дата рождения: 28 июня 1867 Место рождения …   Википедия

  • ПИРАНДЕЛЛО — (Pirandello) Луиджи (1867 1936), итальянский писатель, драматург. В новеллах (сборник Новеллы на год , тома 1 5, 1901 19, новое издание 1922; назван критиками итальянским Чеховым ), романах (в том числе Покойный Маттиа Паскаль , 1904), философско …   Современная энциклопедия

  • Пиранделло Л. — Луиджи Пиранделло Luigi Pirandello Дата рождения: 28 июня 1867 Место рождения: Агридженто, Сицилия, Италия Дата смерти: 10 декабря 1936 Место сме …   Википедия

  • Пиранделло — (Pirandello)         Луиджи (28.6.1867, Джирдженти, Агридженто, 10.12.1936, Рим), итальянский писатель. Родился в семье владельца серного рудника. Получил филологическое образование в Римском и Боннском университетах. Литературную деятельность… …   Большая советская энциклопедия

  • Пиранделло Л. — ПИРАНДÉЛЛО (Pirandello) Луиджи (1867–1936), итал. писатель, драматург. В новеллах (сб. Новеллы на год , т. 1–5, 1901–15, новое изд. в 1922; П. назван критиками итал. Чеховым ), романах (в т.ч. Покойный Маттиа Паскаль , 1904), филос …   Биографический словарь

  • Пиранделло Луиджи — (Pirandello) Пиранделло (Pirandello), Луиджи (1867 1936) Итальянский писатель, драматург. Среди произведений трагикомедии, новеллы: Новеллы на год (1901 15; 5 томов; сборник новелл), Шесть персонажей в поисках автора (1921; трагикомедия), Сегодня …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello) Луиджи — (1867 1936) итальянский писатель, драматург. Интеллектуально иронические трагикомедии Шесть персонажей в поисках автора (1921), Сегодня мы импровизируем (1930), роман Покойный Маттиа Паскаль (1904), сборник Новеллы на год (т. 1 5, 1901 19, новое… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пиранделло Луиджи — Пиранделло (Pirandello) Луиджи (28.6.1867, Джирдженти, Агридженто,‒ 10.12.1936, Рим), итальянский писатель. Родился в семье владельца серного рудника. Получил филологическое образование в Римском и Боннском университетах. Литературную… …   Большая советская энциклопедия

  • Пиранделло, Луиджи — Луиджи Luigi Pirandello Дата рож …   Википедия

  • ПИРАНДЕЛЛО Луиджи — (Pirandello, Luigi) ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО (1867 1936), итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934. Родился 28 июня 1867 в Джирдженти (ныне Агридженто, Сицилия) в семье преуспевающего владельца серного рудника. Закончив… …   Энциклопедия Кольера

Книги

Другие книги по запросу «Пиранделло» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.