- Пиа
- Пиа
-
ПИА Феликс (Felix Pyat, 1810—1889) — французский драматург, журналист и политический деятель, мелкобуржуазный демократ-республиканец, участник революции 1848 и член Парижской коммуны.
П. отражал оппозиционные настроения мелкобуржуазной демократии против монархии Луи-Филиппа, этой диктатуры «финансовой аристократии» (Маркс). Помимо очерков, этюдов и фельетонов П. писал мелодрамы, выделявшиеся своей парадоксальностью и радикализмом. В одной группе мелодрам, перенося действие то в древний Рим («Une revolution d’autrefois», 1832; «Une conjuration d’autrefois», 1833), то в Испанию («Arabella», 1838), то во Францию XVI в. («Ango», 1835), то в героические времена Скандинавии («Cedric le Norvegien», 1842), П. дискредитировал на разные лады короля Луи Филиппа. В других мелодрамах («Le brigand et le philosophe», 1834; «Les deux serruriers», 1841; «Diogene», 1846; «Le chiffonnier de Paris», 1847) он обнажал противоречия между бедными и богатыми, отводя последним место в ряду «злодеев» мелодрамы. Однако, несмотря на приподнятый пафос обличительных речей против социальной несправедливости, Пиа остается ограниченным мелкобуржуазным радикалом. Это — схематизатор и лакировщик, «апеллирующий к сердцу обывателя» (Маркс).
Идеал Пиа — «республика демократическая и одновременно социальная». Пиа не сознает мелкобуржуазного содержания своего идеала. В революцию 1848 Пиа боролся против идеи самостоятельного рабочего движения. Став одним из руководителей французской секции I Интернационала, он отстаивал в ней чисто бланкистскую программу. Маркс вел самую ожесточенную борьбу с П. и его товарищами по французской секции Интернационала, неустанно разоблачая «сладкого» П. как мелкобуржуазного демагога, примазавшегося к рабочему движению и толкающего его на путь революционного авантюризма, объективно нанося ему глубокий вред. Издеваясь над «мелодраматической революционной декламацией» П., Маркс подчеркивал единство его лит-ой и политической практики, одинаково поверхностной и фразерской. В письме к Энгельсу от 30 марта 1852 Маркс возмущался тем, что П. «переработал декабрьские дни в мелодраматический спектакль. Он нашел английского предпринимателя и вместе с ним поставил в Нью-Йорке эту гадость, сцены убийств, изгнание, ссылку и т. д. Можно ли более низким образом спекулировать на бедствиях своей страны? И этот осел считает это проституирование французской misere политическим актом» (Сочинения, т. XXI, стр. 345—346).
Во время Парижской коммуны П. принадлежал к ее якобинско-бланкистскому большинству, вместе с ним неся ответственность за все политические ошибки Коммуны, являвшиеся причиной ее гибели.Библиография:I. Все перечисленные произведения Пиа вышли в отдельных изданиях, кроме: Une conjuration d’autrefois — напечатана в «Revue des Deux Mondes», 1833; Arabella — «Europe Litteraire», 1838; Русские переводы: Парижский ветошник — Сборник театральных пьес, переведенных с французского Ф. А. Бурдиным, том II, Петербург, 1875; Два слесаря и дочь банкира, перев. с английского (sic), литографир. изд. Курочкина, 1878; Диоген и Аспазия, перев. М. В. Карнева, литограф. изд. С. Ф. Рассохина, 1899.
II. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, М. — Л., 1929—1931, тт. XXI—XXIV, Переписка (см. именной указатель в т. XXIV); Фридлянд Ц., История Западной Европы 1789—1914, т. I, изд. 3-е, Харьков, 1930, Лекции 26, 27, 33 и 34; Mirecourt E., Portraits el silhouettes, P., 1867—1872; Royer A., Histoire du theatre contemporain, I, P., 1879; Thiery E., Souvenir: F. Pyat, «Revue d’art dramatique», v. 15, 16, 1889; Zevaes A., F. Pyat, homme de lettres et homme politique, «La nouvelle revue», 1930, v. 109, p. 161—175; 259—87; v. 110, p. 60—69, 95—109.
III. Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise de 1800 a 1930, t. II, P., 1933.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.