Перевал


Перевал
Перевал

       
«ПЕРЕВАЛ» — литературная группировка 1923—1932. Организована под руководством А. Воронского при журн. «Красная новь». Первоначально объединяла литературный (главным образом поэтический) молодняк (М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный и др.), отколовшийся от «Молодой гвардии» и «Октября». Вскоре в «Перевал» вошли писатели: прозаики — А. Малышкин, И. Катаев, В. Губер, Н. Зарудин, М. Барсуков, Л. Завадовский, Н. Смирнов, М. Пришвин, Н. Огнев, А. Веселый, А. Караваева, П. Ширяев, А. Платонов, И. Евдокимов, Р. Акульшин, А. Перегудов, М. Вихрев, В. Ряховский, П. Павленко, А. Новиков, П. Слетов и другие; поэты — Д. Семеновский, Н. Тарусский, Н. Дружинин, П. Наседкин, Б. Ковылев, Н. Дементьев, Е. Эркин и др.; критики — А. Лежнев, Д. Горбов, С. Пакентрейгер, Н. Смирнов, Н. Замошкин и другие. На почве идейного расхождения с группой рано вышли из «П.» М. Светлов, А. Караваева, Н. Огнев, А. Веселый. В связи с ростом политической сознательности советских писателей, творческим подъемом литературы и окончательным разоблачением реакционной сущности платформы «П.» отход от «Перевала» сделался массовым. Продукция группы опубликовывалась в журн. «Красная новь», «Новый мир», в сборниках «П.» (1—8, последние два сборника носят название «Ровесники»).
       «П.» боролся с пролетарской литературой и критикой, исходя из троцкистского отрицания пролетарской культуры. Творчество пролетарских и близких пролетариату писателей оценивалось «П.» как «бескрылый бытовизм», «примитивное направленчество», «красная халтура». «П.» задачей творчества ставил «раскрытие внутреннего мира» и «его новое эстетическое оформление». Художественное творчество перевальцы толковали откровенно-идеалистически как некий сверхразумный, интуитивный, стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс. Сам художник представлялся некоею исключительной личностью, не связанной с практикой своего класса. В основу подлинного, «органического» искусства полагались «непосредственные», «первоначальные», «детские» впечатления. «Древность» Н. Зарудина, «Мастерство» П. Слетова — характерные произведения «Перевала». Творчеству «П.» свойственны созерцательность, пассивное воспроизведение явлений, без проникновения в подлинную правду действительности, наоборот, с искажением этой правды. Неисторический, внеклассовый, «гуманистический» подход к действительности неоднократно приводил перевальцев в их творчестве к примиренчеству по отношению к классовому врагу («Молоко» Ив. Катаева).
       Перевальцы выдвинули следующие творческие лозунги: лозунг «искренности творчества», под флагом к-рого оправдывались подчас заведомо реакционные произведения; лозунг «моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию, наконец лозунг «нового гуманизма», противопоставленный «П.» реальной борьбе пролетариата и провозглашавший любовь к человеку вообще.
       Установки «П.» встречали решительный отпор со стороны марксистской критики. В апреле 1930 была проведена в завершение всех споров в печати дискуссия о «П.» в секции литературы Комакадемии. В резолюции, подводившей итоги дискуссии, платформа «П.» квалифицировалась как реакционная, уводящая писателя в сторону от задач лит-ой и общественной современности. Опубликованная в апреле 1930 в ответ на необоснованные — по мнению перевальцев — нападки, новая «декларация» перевальцев не свидетельствовала о сколько-нибудь существенном изменении их литературно-политических и творческих воззрений. К числу самых последних документов «Перевала» принадлежит «Наша заявка», подписанная инициативной группой перевальцев, в к-рой сообщалось о решении перевальцев принять участие в проектируемом ангарском строительстве. Бегство от современной классовой борьбы, от трудностей реального строительства социализма в некое идеальное, рисуемое воображением перевальцев в весьма идиллических тонах «бесклассовое общество» Ангарстроя — таков реальный смысл поданной заявки.
       Последний (8-й) сборник «Перевала» («Ровесники», 1932) также не был показателем идейной и творческой перестройки. Центральное произведение сборника, роман Н. Зарудина «Тридцать ночей на винограднике», отмечено крайним субъективизмом и содержит апологетику буржуазно-индивидуалистического мировоззрения.
       «П.» позднее других литературных группировок реагировал на постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 в смысле отказа от групповщины. Лишь на первом пленуме Оргкомитета Союза советских писателей (29 октября — 3 ноября 1932) перевальцами было подано заявление о роспуске группы. Большинство писателей «П.» встало сейчас на путь преодоления реакционных воззрений группы в прошлом и ставит задачей поднять свое творчество на уровень требований современности.

Библиография:

I. Сборники «Перевал», 1—6, Москва, 1922—1928; Сб. 7, «Ровесники», М., 1930; Сб. 8, «Ровесники», М., 1932; Антология «Перевальцы», М., 1930; Декларация «Перевала», «Красная новь», 1927, № 2; Перевал и искусство наших дней (декларация), «Литературная газета», 1930, № 15—16; Наша заявка, «Литературная газета», 1931, № 27.
       

II. Против буржуазного либерализма в художественной литературе, Дискуссия в Коммунистической академии, М., 1930; Авербах Л., Куда растет школа Веронского, в сб. «С кем и почему мы боремся», М., 1930; Серебрянский М., Эпоха и ее «ровесники», «На литературном посту», 1930, № 5—6; Гроссман-Рощин И. С., Черное дерево, «На литературном посту», 1930, № 10; Нович И., Певцы классового мира («Перевал» сегодня), Москва, 1930; Бочачер М., Гальванизированная воронщина, «Печать и революция», 1930, № 3; Ольховый В., Знамя художественной реакции (О лозунгах «Перевала»), «Молодая гвардия», 1930, № 10; Федосеев Г., Маски реакционных вожделений, «Земля советская», 1930, № 4; Глаголев А., О художественном лице «Перевала», «Новый мир», 1930, № 5; Залесский В., Перевальцы в провинции, «На литературном посту», 1930, № 13—14; Блюм Э., Буржуазно-либеральная критика за работой (Критическая продукция«Перевала»), «Печать и революция», 1930, № 5—6; Мессер Р., Эстетика Бергсона и школа Воронского, «Литература и искусство», 1930, № 1—2; Бабушкина А., Против кулацкого гуманизма, «Земля советская», 1931, № 1; Серебрянский М., Воронщина сегодня, «На литературном посту», 1932, №1; Лебедев Г., В стороне от дороги (Перевальский сборник «Ровесники», № 8), «Октябрь», 1932, кн. VIII.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Перевал" в других словарях:

  • Перевал — …   Википедия

  • ПЕРЕВАЛ — литературная группа (1923 1932). Возникла при журнале Красная новь (А.К. Воронский, Д.А. Горбов, А.З. Лежнев и др.). Выпускала сборник Перевал (ь 1 6, 1924 28). В эстетике утверждение реализма, внимание к художественной интуиции и самовыражению …   Современная энциклопедия

  • ПЕРЕВАЛ — литературная группа (1923 32). Возникла при журнале Красная новь (А. К. Воронский, Д. А. Горбов, А. З. Лежнев и др.). Выпускала сборники Перевал , N 1 6, 1924 28. В эстетике утверждение реализма, внимание к художественной интуиции и самовыражению …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЕВАЛ — ПЕРЕВАЛ, перевала, муж. 1. только ед. Действие по гл. перевалить в 1, 2 и 3 знач. переваливать. Перевал через хребет был назначен в 6 час утра. 2. Горная дорога через хребет. Крестовый перевал (через Кавказский хребет, по Военно Грузинской… …   Толковый словарь Ушакова

  • “Перевал” — “ПЕРЕВАЛ”, литературная группа (1923 1932). Возникла при журнале “Красная новь” (А.К. Воронский, Д.А. Горбов, А.З. Лежнев и др.). Выпускала сборник “Перевал” (№ 1 6, 1924 28). В эстетике утверждение реализма, внимание к художественной интуиции и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕРЕВАЛ — «ПЕРЕВАЛ», СССР, КИРГИЗФИЛЬМ, 1961, ч/б, 81 мин. Мелодрама. По мотивам повести Ч.Айтматова «Тополек мой в красной косынке». По гоpным дорогам Тянь Шаня водит свою машину юный Данияр. Однажды, возвращаясь из рейса, он встречает Асель. Это… …   Энциклопедия кино

  • перевал — дабан, переломный момент, переломный период, переход, поворот, шипка, даба, пролом, сен готард, вспашка, даван, проход, кризис Словарь русских синонимов. перевал сущ., кол во синонимов: 18 • бернар (1) • …   Словарь синонимов

  • ПЕРЕВАЛ — наиболее низкое и доступное место в гребне горного хребта, обычно между соседними речными долинами …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЕВАЛ — ПЕРЕВАЛ, а, муж. 1. см. перевалить. 2. Наиболее низкое место в горном хребте, доступное для перехода; дорога через такое место. | прил. перевальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПЕРЕВАЛ — (речн.) часть русла, где летний фарватер переходит от одного берега к другому; он может быть крутым, длинным, коротким, кривым, прямым, глубоким и мелким; в последнем случае он затрудняет судоходство и уже называется перекатом. Самойлов К. И.… …   Морской словарь

Книги

  • Перевал, Кир Булычев. На далекой планете посреди холодной ледяной пустыни, на заснеженном перевале, стоит заброшенный космический корабль. Люди, осмелившиеся объявить себя завоевателями Вселенной, были сброшены с… Подробнее  Купить за 430 руб
  • Перевал, Раиса Ахматова. Раисе Ахматовой, по ее собственным словам, досталась трудная честь - "говорить от имени горянок" . В поле зрения поэтессы широкий круг явлений: от первооснов бытия - времени и пространства,… Подробнее  Купить за 196 руб
  • Перевал, Денис Бурмистров. Про этот перевал ходили нехорошие легенды. Местные жители огибали его стороной, предпочитая более долгий обходной путь. Но что делать, если ты все же решил пересечьего? Что делать, если… Подробнее  Купить за 119 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «Перевал» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.