Пардо-Басан


Пардо-Басан
Пардо-Басан

       
ПАРДО-БАСАН Эмилия, графиня (Emilia Pardo Bazan de Quiroga, 1852—1921) — одна из крупнейших испанских писательниц прошлого века. В своих произведениях П.-Б. ярко отразила смятение и растерянность дворянской интеллигенции, бывшей свидетельницей политических бурь, пережившей падение и восстановление испанской монархии (1868—1874) и недовольной капиталистической действительностью, выражавшей свой протест против нее. Находясь под сильным влиянием Золя, П.-Б. явилась наиболее последовательным проводником натуралистического метода в испанской литературе.
       Лучшие романы и рассказы П.-Б. посвящены быту и нравам провинциального города («El cisne de Vila morta», 1885; «Los pazos de Ulloa», 1886; «Dona Milagros», 1894) и деревни («Bucolica», 1884), социально- и морально-бытовым проблемам современности, которые она разрешает в плане либерального гуманизма, сострадательного отношения к обездоленным. В романе «Женщина-трибун» (La Tribuna, 1883) Пардо-Басан отдает дань начинающему осознавать свои права пролетариату и выводит женщину-революционерку, работницу папиросной фабрики, ведущую активную борьбу за федеративную республику. Последние годы творчества Пардо-Басан отмечены уходом от реализма в мистику («La Quimera», 1905).
       Второстепенное значение в творчестве П.-Б. имеют ее историко-литературные работы, обнаруживающие большую эрудицию, но эклектичные и мало оригинальные по мысли. Наибольший интерес из них представляет «Животрепещущий вопрос» (La cuestion palpitante, 1883), теоретическое обоснование и защита натурализма, и работа, посвященная русской литературе, «La revolucion de la novela en Rusia» (1887), написанная по французским источникам.

Библиография:

I. Obras completas, Madrid, Renacimiento, 43 vv., s. a. (1896 и след.), и много отдельных изданий. На русск. яз.: Дочь народа (La Tribuna), перев. Е. Г. Уманец, СПБ, 1893; Седано, Рассказы, «Север», 1898, XXIV; Сокровище, Рассказ, там же, 1898, XXVII; Красный крест, Рассказ, «Вестник иностранной литературы», 1899, X; Моя первая любовь, Рассказ, там же, 1901, XII; Рассказы, с биографическим очерком Е. Левшиной, СПБ, s. а.; Собр. сочин., Под редакцией М. Ватсон, Краеугольный камень и др. рассказы, «Просвещение», СПБ, 1914.
       

II. Vezinet F., Les maitres du roman espagnol contemporain, P., 1907; Gonzalez Blanco A., Historia de la novela en Espana, Madrid, 1909; Andrenio, Novelas y novelistos, Madrid, 1918; Coello A., La condesa E. Pardo Bazan, Quito, 1922.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Пардо-Басан" в других словарях:

  • Пардо Басан — (Pardo Bazán)         Эмилия (16.9.1852, Ла Корунья, 12.5.1921, Мадрид), испанская писательница. Родилась в аристократической семье. С 1916 профессор Мадридского университета. Первый роман «Паскуаль Лопес» (1879). Выступила как теоретик эстетики… …   Большая советская энциклопедия

  • Пардо Басан Э. — ПÁРДО БАСÁН (Pardo Bazán) Эмилия (1852–1921), исп. писательница. В ром. Женщина трибун (1883), Родовые замки Ульоа (1886) – социальные, морально бытовые проблемы. Ром. Христианка (1890), Испытание (1900), отмеченные влиянием идей Л.Н.… …   Биографический словарь

  • ПАРДО БАСАН Эмилия — ПАРДО БАСАН (Pardo Bazan) Эмилия (1852 1921) испанская писательница. Натуралистические романы Христианка (1890), Дочь народа (1893), Испытание (1900) и др., в центре которых социальные и моральные проблемы. Работы по эстетике натурализма …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пардо Басан Эмилия — Пардо Басан (Pardo Bazán) Эмилия (16.9.1852, Ла Корунья, 12.5.1921, Мадрид), испанская писательница. Родилась в аристократической семье. С 1916 профессор Мадридского университета. Первый роман «Паскуаль Лопес» (1879). Выступила как теоретик… …   Большая советская энциклопедия

  • Пардо Басан, Эмилия — …   Википедия

  • Пардо Басан Эмилия — (Pardo Bazán) (1852 1921), испанская писательница. В романах «Женщина трибун» (1883), «Родовые замки Ульоа» (1886)  социальные, морально бытовые проблемы. Романы «Христианка» (1890), «Испытание» (1900) отмечены влиянием идей Л. Н. Толстого.… …   Энциклопедический словарь

  • Пардо Басан Эмилия — (Pardo Bazan) выдающаяся испанская писательница, род. в 1851 г., вышла замуж в 1868 г. Вращалась в аристократических салонах и занималась больше политикой и театром, чем литературой. После путешествия во Францию, Англию и Италию, она в 1870 г.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пардо Басан (Pardo Bazán) Эмилия — (1852—1921), испанская писательница. В романах «Женщина трибун» (1883), «Родовые замки Ульоа» (1886) — социальные, морально бытовые проблемы. Романы «Христианка» (1890), «Испытание» (1900), отмеченные влиянием идей Л. Н. Толстого.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРДО БАСАН Эмилия — ПАРДО БАСАН (Pardo Bazán) Эмилия (1852—1921), испанская писательница. Ром. «Женщина трибун» (1883, п. — «Дочь народа», 1893), «Родовые замки Ульоа» (1886, п. 1914). Работы по эстетике натурализма.■ Собр. соч., СПБ, 1914 …   Литературный энциклопедический словарь

  • Испанская литература — ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. До XII в. в Испании существовали две литературы: испано арабская, с рядом историков, ученых, философов и поэтов, и испано еврейская, с выдающимися классиками послебиблейской лит ры. И. л., т. е. литература, созданная и… …   Литературная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Пардо-Басан» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.