- Панаев
- Панаев
-
ПАНАЕВ Иван Иванович (1812—1862) — русский писатель и журналист. Р. в Петербурге в дворянской семье; учился в благородном пансионе. Выступил в печати в начале 30-х годов в качестве поэта. Первые его прозаические произведения — «Спальня светской женщины» (1834), «Она будет счастлива» (1836), «Сегодня и завтра» (1837) — типичные «светские повести», носящие на себе печать творчества Марлинского. Но уже в конце десятилетия Панаев перешел к бытовым нравоописательным очеркам и рассказам, черпая тематику из мещанской и чиновничьей среды («Кошелек», 1838; «Прекрасный человек», 1840). В эти годы П. познакомился с Белинским и с литераторами — идеологами либерального дворянства, втянутого в оборот буржуазных отношений. На 40-е гг. падает расцвет лит-ой деятельности П. Он становится чрезвычайно деятельным участником натуральной школы (см.), одним из видных сотрудников «Отечественных записок». Используя творческий опыт Гоголя и западных очеркистов-физиологов, П. вырабатывал свой метод. Крупнейшие вещи этого периода — «Онагр» (1841), «Актеон» (1841), «Маменькин сынок» (1845), «Родственники» (1847), роман «Львы в провинции» (1852); в них П. дал ряд сатирических зарисовок дворянства, преимущественно среднего и мелкопоместного, жуирующего в столицах и разоряющегося в условиях распада крепостного хозяйства. В 1847 П. совместно с Некрасовым приобрел «Современник», редактором к-рого был до самой смерти; это редакторство впрочем было номинальным. С конца 1855 в «Современнике» печатались «Очерки и заметки Нового поэта о петербургской жизни», создавшие автору репутацию блестящего фельетониста. После раскола в «Современнике» между революционной демократией и либерально-дворянским лагерем Панаев остался с Чернышевским и Добролюбовым, хотя в творчестве его преобладали либерально-дворянские тенденции. Последние годы жизни П. отдал писанию мемуаров.
Ныне совершенно забытые художественные произведения П. сыграли значительную роль в формировании дворянской литературы 40-х и 50-х гг. Не только Писемский, но и Тургенев испытывали влияние П.; близость «Рудина» к «Родственникам» П. например неоднократно отмечалась исследователями. Большое значение сохраняют богатые фактическими данными мемуары П. «Воспоминания о Белинском» (1860) и «Литературные воспоминания» (1860—1861) — одно из значительных произведений русской мемуарной литературы.Библиография:I. Собр. стихотворений «Нового поэта», СПБ, 1855; Стихотворения и пародии «Нового поэта», изд. 2-е, СПБ, 1889; Очерки из петербургской жизни «Нового поэта», 2 чч., СПБ, 1860; То же, изд. 2-е, СПБ, 1889; Сочинения, 4 тт., изд. Кушелева-Безбородко, СПБ, 1860; Полное собрание сочин., 6 тт., изд. Мартынова, СПБ, 1888—1889; Собрание сочин., 6 тт., изд. Саблина, М., 1912 (перепечатка предыдущего); Литературные воспоминания и воспоминания о Белинском, СПБ, 1876; Литературные воспоминания, 1-е полное изд., Под редакцией и с примеч. Иванова-Разумника, изд. «Academia», Л., 1928.
II. Литература скандалов, «Отечественные записки», 1860, X; Кто стоял в последнее время во главе русской литературы: Добролюбов или Панаев, «Биб-ка для чтения», 1862, т. 170; Трубачев С., Фельетонный беллетрист (И. И. Панаев), «Исторический вестник», 1889, IV; Иванов-Разумник, Ив. Ив. Панаев, в «Литературных воспоминаниях», изд. «Academia», Ленинград, 1928.
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2., СПБ, 1902.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Пана́ев
-
Иван Иванович (1812, Санкт-Петербург —1862, там же), русский прозаик, поэт, издатель, мемуарист. Родился в дворянской семье. Первые опубликованные произведения относятся к нач. 1830-х гг., однако до 1844 г. Панаев совмещал занятия литературой с государственной службой. В 1830–40 гг. входил в окружение В. Г. Белинского, сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки», где публиковал повести, сатирически изображавшие нравы светского общества: «Она будет счастлива» (1836), «Сегодня и завтра» (1837), «Дочь чиновного человека» (1839). Ряд повестей Панаева этих лет содержат критику крепостного права («Онагр», 1841; «Актеон», 1842). В сер. 1840-х гг. являлся одним из ведущих авторов натуральной школы, активно работал в жанре «физиологического очерка»: «Петербургский фельетонист» (1845), «Литературная тля» (1843) и др. В 1847 г. вместе с Н. А. Некрасовым становится издателем журнала «Современник», на страницах которого выступал не только как прозаик, публицист и фельетонист, но и как поэт-пародист: его пародии, печатавшиеся под псевдонимом «Новый поэт», во многом предвосхищают литературную манеру Козьмы Пруткова. Большой интерес представляют «Литературные воспоминания» Панаева (1861), написанные им в последние годы жизни и неоднократно переиздававшиеся. В них ярко воссоздана петербургская и московская литературная жизнь 1830—40 гг., даны живые портреты многих известных писателей той эпохи – В. Г. Белинского, М. Н. Загоскина, И. С. Тургенева, Д. В. Григоровича и многих др.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.