Аретино


Аретино
Аретино

       
АРЕТИНО Пьетро (Pietro Aretino, 1492–1556) — итальянский писатель. Р. в тосканском городке Ареццо, сын бедного сапожника, юные годы провел в Перуджии, где пробовал учиться живописи, потом попал в Рим. Здесь началась его бурная карьера в доме самого богатого из римских банкиров, Агостино Киджи. Незадолго до смерти Льва X А. проник в Ватикан и обратил на себя внимание папы. К этому времени он успел уже прославиться как автор целого ряда остроумных и злых пасквинат, высмеивавших то одного, то другого из папских придворных. После смерти Киджи и Льва X А. должен был бежать из Рима, потому что новый папа Адриан VI, больно задетый его стишками в дни конклава, хотел расправиться с ним по-серьезному. Год спустя, когда Адриана VI сменил Климент VII (1523), А. вернулся в Рим, надеясь на покровительство нового папы. Но он ошибся. Впутавшись неосторожно в придворные интриги, он получил несколько ударов кинжалом и, не встретив со стороны папы готовности вступиться за него, снова покинул Рим. Через некоторое время, в 1527, он поселился в Венеции. Здесь началась жизнь, не похожая на ту, к-рую вел А. до сих пор. Слава его росла, со славою пришло богатство, и до конца своей жизни А. жил в кругу друзей (Тициан, Якопо Сансовино), окруженный учениками, почитателями, прихлебателями, любовницами, — как настоящий вельможа. В Венеции А. и умер.
               А. был первым из крупных европейских писателей, к-рый создал себе положение исключительно благодаря литературному таланту и литературной ловкости. Его богатство создалось из его литературных гонораров, хотя эти гонорары иногда были несколько особенного свойства. До А. писатель мог существовать только при дворе какого-нибудь мелкого государя или вельможи. Его литературная деятельность должна была быть прославлением его покровителя. А. отверг покровителей, ушел от дворов, презрел меценатов, стал свободным публицистом. Именно в публицистике А. — его главное литературное значение. А. был очень плодовитым писателем. Он писал в стихах и прозе: героические поэмы, комедии, одну трагедию, лирические стихотворения всех видов, жития святых, диалоги всех видов, в том числе откровенно порнографические, giudizii, или сатирические предсказания и особенно письма. То и другое — сгусток блестящих памфлетов, коротеньких, но сильных, т. е. настоящая публицистика. По силе влияния на общество, по общественному значению письма и giudizii А. уже являются крупным общественным фактором не только итальянской, но и европейской жизни. Они знаменуют определенный этап в эволюции социальных отношений. Венецианский период в жизни А. — время католической и феодальной реакции в Италии. Свободная мысль была раздавлена. Торговля и промышленность пришли в упадок, буржуазия постепенно стала терять свое значение. Венеция была одиноким островом, где сосредоточилось все, что осталось от недавнего подъема в области науки, литературы, искусства. Только из Венеции итальянская буржуазия могла отстаивать свои позиции и пытаться завоевывать новые. А. был самым настоящим лидером итальянской буржуазной интеллигенции. Он вел борьбу во имя свободы мысли и человеческого достоинства. Он не боялся выступать против монархов крупных и мелких, обрушивался злыми сатирами и на Франциска I французского, и на имп. Карла V, и на оставшихся еще неистребленными итальянских тиранов. Правда, ближайшая его цель была элементарно корыстная. В этом отношении он был лишен каких бы то ни было принципов. Но вымогая и шантажируя, он утверждал значение публицистики такими средствами, какие его эпоха не считала недозволенными.
               Из других произведений А. его трагедия «Orazia» и пять его комедий — «Marescalco», «Cortigiana», «Ipocrito», «Filosofo», «Talanta» — пользовались при его жизни наибольшей популярностью, особенно комедии. В них, так же как и в знаменитых по своей непристойности диалогах «Raggionamenti», А. обнаруживает сочный пластический талант, умение лепить фигуры, давать яркие картинки быта, рисовать жанровые сцены. Другая особенность его таланта, менее видная современникам, чем потомству, — это способность ценить произведения искусства, с одной стороны, а с другой — умение передавать словами язык линий, красок, светотеней. У А. был глаз художника и настоящий дар критика искусства. Ни того, ни другого он не культивировал. Поэтому в его писаниях имеются лишь случайные, хотя и необыкновенно яркие следы этих черт его таланта.

Библиография:
По-русски этюд Дживелегова А. К. в «Голосе минувшего», кн. 1, 1913. Его же, «Всемирные сатирики и юмористы», «Вестн. ин. лит.», № 5, 1900. Более новые работы об А., свободные от прежних, почти суеверных ужасов пред его фигурою, принадлежат: Sinigaglia, Saggio di uno studio su P. A., Roma, 1882; Rossi V., Le pasquinate di P. A. ed anonime etc., Palermo, 1891; Luzio A., P. A. nei primi suoi anni a Venezia, Torino, 1888; Bertoni P., A. e le sue opere secondo nuove indagini, 1891; Gautier P., L’Aretino, 1895; Bertoni P., Un pronostico satirico di P. A., 1904.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Аретино" в других словарях:

  • Аретино — (итал. Aretino  уроженец Ареццо, аретинец) фамилия: Пьетро Аретино (1492 1556)  итальянский писатель эпохи Возрождения. Спинелло Аретино (ок. 1346 1410)  итальянский художник. Леонардо Бруни Аретино итальянский гуманист… …   Википедия

  • Аретино — (Aretino)         Пьетро (19.4.1492, Ареццо, 21.10.1556, Венеция), итальянский писатель и публицист. В бытовых комедиях в прозе: «Кузнец» (1533), «Придворная жизнь» (1534), «Таланта» (1542), «Лицемер» (1542), «Философ» (1546) А. выводит галерею… …   Большая советская энциклопедия

  • Аретино П. — …   Википедия

  • Аретино П. — АРЕТИ́НО (Aretino) Пьетро (1492–1556), итал. писатель эпохи Возрождения. Полит. памфлеты; сатирич. комедии ( Комедия о придворных нравах , 1534, Лицемер , 1542); трагедия Горация (1546), Диалоги (в т. ч. Рассуждения , изд. 1534, 1536, 1539)… …   Биографический словарь

  • АРЕТИНО (Aretino) Пьетро — (1492 1556) итальянский писатель Возрождения. Политические памфлеты; сатирические комедии ( Комедия о придворных нравах , 1534; Лицемер , 1542); трагедия Горация (1546). Диалоги (в т. ч. Рассуждения , изданы 1534, 1536, 1539) создали Аретино… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Аретино Пьетро — Аретино (Aretino) Пьетро (19.4.1492, Ареццо, ‒ 21.10.1556, Венеция), итальянский писатель и публицист. В бытовых комедиях в прозе: «Кузнец» (1533), «Придворная жизнь» (1534), «Таланта» (1542), «Лицемер» (1542), «Философ» (1546) А. выводит галерею …   Большая советская энциклопедия

  • АРЕТИНО Пьетро — (Aretino, Pietro) ПЬЕТРО АРЕТИНО, итальянский поэт эпохи Возрождения, автор скабрезных памфлетов и диалогов. Портрет создан его другом Тицианом. (1492 1556), итальянский писатель эпохи Возрождения. Родился 20 апреля 1492 в городе Ареццо (Тоскана) …   Энциклопедия Кольера

  • Аретино, Спинелло — Распятие. Галерея Академии изящных искусств. Флоренция Спинелло Аретино (итал. Spinello Aretino, или Spinello di Luca Spinelli; после 1346, Ареццо  1410, там же)  итальянский художник. Прозвище «Аретино» ему досталось в наследство от его родного… …   Википедия

  • Аретино Пьетро — (Aretino) (1492 1556), итальянский писатель Возрождения. Политические памфлеты; сатирические комедии («Комедия о придворных нравах», 1534; «Лицемер», 1542); трагедия «Горация» (1546). «Диалоги» (в том числе «Рассуждения», издание 1534, 1536,… …   Энциклопедический словарь

  • АРЕТИНО Пьетро — АРЕТИНО (Aretino) Пьетро (1492—1556), итальянский писатель, публицист. Комедии: «Комедия о придворных нравах» (1525, изд. 1534, п. 1965), «Кузнец» (1533), «Таланта», «Лицемер» (обе — 1542), «Философ» (1546). Трагедия «Горация» (1546).… …   Литературный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Аретино» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.