О'Нейль


О'Нейль
О'Нейль

       
О’НЕЙЛЬ Юджин Гладстон (Eugene Gladstone О’Neill, 1888—) — крупнейший современный американский драматург. Сын ирландца-эмигранта, популярного актера. Начиная с 18-летнего возраста переменил множество профессий.
       В первый период своего творчества О. стоял целиком на позициях «людей 20-х гг.» — писателей радикальной мелкой буржуазии, разоблачавших гнусность капиталистического строя, ханжество, узколобость и невежество «честных» американцев (Менкен, Натан), но бессильных преодолеть ограниченность мелкобуржуазной идеологии. В своих маленьких одноактных пьесах, являющихся кусками одного драматического действия («Караибская луна» — Moon of the Carribees; «Ha пути к Кардиффу»; «Долгий путь домой» и т. д.), О. в мрачных реалистических тонах рисовал тяжелую, безрадостную работу моряков, крушение надежд и гибель простых и сильных людей. Первой полноактной пьесой, привлекшей внимание театров к О., была пьеса об утраченных иллюзиях «За горизонтом» (Beyond the Horizon, 1920). Противоречие между любовью и страстью к наживе, чувство собственности у фермера из Новой Англии — тема одной из наиболее известных пьес — «Любовь под вязами» (The Desire under the Elms, 1924).
       Пессимизм характерен для всего первого этапа творчества О. Этот пессимизм связан с тем, что О. рисует не классовую борьбу, а борьбу одиночки-индивидуалиста против всего общества (например «The Hairy Ape» — Волосатая обезьяна, 1922). Конфликт сильной личности, — а все герои пьес первого периода — это сильные люди, — с обществом неизбежно заканчивается гибелью этой личности. Характерен подбор героев — моряки, фермеры, проститутки, негры и т. п. На этом этапе творчество О. более социально значимо и насыщенно благодаря тому, что темой пьес служат реальные конфликты, живые герои из низов.
       Бунтарство О., несмотря на влияние поздней западной драмы, есть завершение мелкобуржуазного бунтарства Ибсена, возникшего и развившегося в других условиях. Так же, как Ибсен, О. часто ставит проблему семьи, брака, положения женщины («Первый человек» — The first Man), противоречия между стремлениями личности и семьей («Любовь под вязами»), противоречия расы и семьи («Негр»). Но в отличие от Ибсена эти проблемы не поставлены социально, с необходимой широтой и резкостью, а сведены к изображению страданий и гибели личности. Это особенно ярко проявляется в пьесе «Негр» (All God’s Chillun Got Wings, 1923); расовое неравенство, которым О’Нейль подменяет неравенство классовое, воспринимается им как враждебная, но ниспосланная свыше необходимость.
       Во втором периоде, совпадающем с временной стабилизацией капитализма и последующим кризисом, пессимизм О. приобрел другие черты. Если в первых пьесах люди гибли, пытаясь осуществить определенные идеалы, то теперь эти идеалы становятся неопределенными. Оживление надежд на мирное процветание — на «просперити» порождает иллюзию, что выход из тупика может быть найден, но О. ищет его в прошлом. Как и Ибсен («Кесарь и галилеянин»), он берет темой Рим в эпоху раннего христианства («Лазарь смеется» — Lazarus laughed, 1926), где воскресший Лазарь возвещает миру, что истина жизни и сущность божества — это смех. О. повторяет судьбу Ибсена: социальная струя в его творчестве все более иссякает; переход к символическим образам, к мрачной мистике и отрыву от действительности характеризует годы начавшегося кризиса (1929). Символистская драма (Метерлинк, Андреев), влияние к-рой проявлялось еще в «Императоре Джонсе» (Emperor Jonse, 1921), где бегущего от восставших негров императора-колониста преследуют «маленькие бесформенные ужасы» и призраки, соприкасается в творчестве О. с влиянием греческой трагедии, особенно театра Эсхила, в к-ром идея рока получила наиболее полное завершение (см. драму О. «Траур приличествует Электре» — Mourning becomes Electra, 1929). Индустриальный фетишизм отражен в драме «Динамо» (Dynamo, 1929), где мощный двигатель уничтожает загипнотизированного им человека.
       Бессильные попытки борьбы против общества и одиночество личности в драмах О. неизбежно приводили к углублению в себя и стремлению разрешить противоречия не в процессе общественной жизни и борьбы, а в своем сознании. Психологизм характерен для стиля О. Его драма душевных переживаний героя достигает своего наибольшего развития в пьесе «Странная интерлюдия» (Strange Interlude, 1927), в которой на всем протяжении 8 актов (пьеса ставится порознь двумя частями) на сцене раздаются высказывания двух рядов: ряда сознательного, логического диалога, и ряда подсознательного, туманного, сбивчивого мышления. Тема пьесы развертывается под влиянием фрейдовской концепции: сексуальность как основа подсознательного и полная неудовлетворенность как причина конфликта. По стилю же и манере письма О. в этой пьесе находится под сильнейшим влиянием романа Джойса «Улисс».
       Если в первый период яз. О. был реалистичен, полон своеобразных оборотов, характерных для матросов и фермеров, то в поздних пьесах яз. писателя становится все более возвышенно-поэтическим, в соответствии с символическим их звучанием и тайным смыслом. Формы творчества О. беспрерывно менялись, он неустанно искал новых форм, новых способов выражения: драма О. развилась от простых одноактных пьес до фантазии «Фонтана» или введения хора в «Лазаре». Сценическая техника богато используется О.; примером может служить «Динамо», где на сцене представлена внутренность огромной электростанции, или «Любовь под вязами», в к-рой сценическая конструкция является разрезом фермы. Большую роль играет музыка, сопровождающая действие.
       Все большее абстрагирование идей, разрешение темы в символистском плане, означало дальнейший отход О. от реализма первых пьес в сторону условности и психологически запутанного рисунка.
       В последние годы О. старательно избегает социальных проблем, все более становясь буржуазным писателем, развращенным и опустошенным купившей его капиталистической системой. Мир представляется ему хаосом, бессмысленной и жестокой пустыней — в этом сказалось влияние кризиса. Недаром его последняя вещь называется «Ах, пустыня» (Ah, Wilderness, 1933).
       О. широко известен не только в Америке, но и в других странах. У нас его пьесы «Любовь под вязами», «Косматая обезьяна» и «Негр» ставятся в Камерном театре в Москве, «Анна Кристи» — в филиале Малого театра.

Библиография:

I. Любовь под вязами, М. — Л., 1927; Золото, перев. Крымовой, обраб. П. Б. Зенкевич, изд. Теа-кино-печать, (М.), 1928; Негр, (Черн. гетто), перев. Н. М. Крымовой, перераб. П. Б. Зенкевича и А. Т., режисс. примеч. А. Я. Таирова, «МОДПИК», М. — Л., 1930; Королева Атлантики («Ворвань»), перев. и вступ. статья А. Г. Мовшенсона, изд. Теа-кино-печать, Л. — М., 1930; Complete Works, 4 vv., N. Y., 1925; Nine Plays selected by the Author, N. Y., 1932.
       

II. Boyd E., Portraits: Real and Imaginary, N. Y., 1924; Sutton G., Some Contemporary Dramatists, N. Y., 1925; Karsner D., Sixteen Authors to one, New York, 1928; Mickle A. D., Six Plays of Eugene O’Neill, N. Y., 1929; Aronstein P., Eugene O’Neill, «Neuphilol. Monatsschrift», B. I, 1930; Ferguson F., Eugene O’Neill, «Hound a. Horn», 1930, III; «Theatral Arts Monthly», 1931, Nov. (статьи J. Anderson’а и V. Geddes); Clark B. H., Eugene O’Neill, N. Y., 1933.
       

III. Sanborn R. a. Clark B. H., Bibliography of the Works of E. O’Neill, N. Y., 1931; Mackcall L. L., E. O’Neill’s Bibliography, «Herald Tribune Books», № 4, 1931, 9/VIII.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "О'Нейль" в других словарях:

  • НЕЙЛЬ — (англ, nail ноготь). Мера длины в Англии = 2,25 дюйма. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕЙЛЬ англ. nail, ноготь. Мера длины в Англии, равная 2.25 дюйма. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Нейль — (Вильям Neile) английский математик (1637 1670). Один из первых последователей созданного Декартом направления геометрических исследований, Нейль первый решил в 1657 г. считавшийся до этого времени неразрешимым вопрос о ректификации (определение… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нейль, К. Ф. — химик, сотр. "Горн. журн." (1862). {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Уистлер Джеймс Аббот Мак-Нейль (дополнение к статье) — (Whistler) английский живописец и гравер; умер в 1903 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • И Нейль — Уи Нейллы (ирл. Uí Néill От Ниалла) ирландские и шотландские династии, произошедшие от Ниалла Девяти Заложников, полуисторического Верховного короля Ирландии, умершего около 405 г. Первым поколением Уи Нейллов были семь сыновей Ниалла: Коналл… …   Википедия

  • Уистлер Джемс-Аббот-Мак-Нейль — Джеймс Эббот Макнил Уистлер Автопортрет. Институт искусств в Детройте. Имя при рождении: англ. James Abbot McNeill Whistler Дата рождения: 10 июля 1834 …   Википедия

  • ГЕРАТСКИЙ КОНФЛИКТ 1838-41 — происходил формально между Англией и Ираном, а фактически между Англией и Россией. Гератская крепость имела большое стратегическое значение, прикрывая с северо запада подступы к Индии. В 17 18 вв. Герат находился в границах Ирана, но затем… …   Дипломатический словарь

  • Ньяль Девяти Заложников — Ниалл Девять Заложников, Ниалл Нойгиаллах, в скандинавских источниках  Ньяль (ирл. Niall Noigíallach)  Верховный Король Ирландии начала и середины V века, умерший, согласно последним исследованиям, в промежуток между 450 и 455 годами. О нем… …   Википедия

  • Африка — I еще десять лет тому назад про А. можно было сказать, что многие части внутреннего материка, громадные береговые пространства, бассейны рек и внутренних озер были для нас еще совершенно не известны, а о многих частях имелись лишь сообщения… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Брегонский закон — или закон брегонов (Brehonlaw) свод древнеирландских законов, действовавших на всем острове до вторжения англичан; в некоторых общинах провинции Ульстер, покоренной позднее других, Б. закон сохранял свое значение до королевы Елисаветы в XVII веке …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.