Овидий


Овидий
Овидий

       
ОВИДИЙ (полное имя Публий Овидий Назон, 43 до нашей эры — 17 нашей эры) — римский поэт. Согласно данным автобиографии («Тристии», IV, стихотв. 10), О. родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. О., поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху О. высокой степени своего экономического развития. О. чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего литературного поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), — в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными литературными мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения О. отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. Тенденции самодовлеющего орнаментализма не случайны в поэзии О. В его лице литературный стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка.
       О. дебютировал в области эротической элегии («Любовные песни» — «Amores»), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы; иногда элегии О. получали политическую заостренность: поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов. Новую форму для вариации мотивов эротической элегии О. создал в «Героинях» (Heroides) — сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных героинь. О. черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической литературы и искусства, но мифологические образы О. полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта — «учителя любви» — находит свое завершение в дидактических поэмах О.: «Наука любви» (Ars amatoria) и «Средство от любви» (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями.
       Дидактическими поэмами (к к-рым относится и фрагментарно сохранившаяся «О средствах красоты лица» — «De medicamine faciei») О. подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу «ученой» поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы — о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. п. В «Метаморфозах» О. развертывает свыше 200 сказаний о чудесных «превращениях» в виде связной поэмы, начиная от сотворения мира как первого «превращения» хаоса в космос и кончая самоновейшим официальным мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду.
       В «Фастах» (Календарь) Овидий излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии, с к-рой он не раз полемизировал в более ранних своих произведениях; впрочем эта полемика никогда не имела значения глубокого социального протеста — О. всегда оставался идеологом класса, заинтересованного в крепости императорского режима. Осенью 8 нашей эры О. был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. не известен. Вдали от Рима О. не мог продолжать своих занятий «ученой» поэзией: «Метаморфозы» остались законченными вчерне, а «Фасты» и совсем недоделанными. Творчество О. в ссылке имело по преимуществу лирический характер: «Скорбные элегии» (Tristia) и «Письма с Понта» содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника; «Ибис» — гневная инвектива в «ученом» стиле против какого-то недоброжелателя; дидактическая поэма о «рыбной ловле» (Halieutica) повидимому не была закончена О., который не дождался облегчения участи ни от Августа ни от его преемника Тиберия и ум. в Томах в 17 нашей эры. Из несохранившихся произведений О. высоко ценилась в древности трагедия «Медея». Популярность О. в античности и в средние века была огромна. «Метаморфозы» рассматривались как языческая Библия, подлежавшая переводу и аллегорическому толкованию («Ovide moralise»). Для светской поэзии (трубадуры, «Roman de la Rose») О. оставался «учителем любви»; вокруг жизни О. творились легенды. Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новеллистические переработки рассказанных у О. мифов, а в XVII—XVIII вв. эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. В XIX в. литературная действенность О. ослабела, но образ поэта-изгнанника неоднократно привлекал к себе внимание Пушкина, к-рый сопоставлял свою ссылку на юг с ссылкой О. Несколько стихотворений посвятил О. и Майков.

Библиография:

I. Русск. перев.: Heroides, перев. Ф. Зелинского (Баллады. Послания, М., 1913), и Д. П. Шестакова (Казань, 1902); Ars amatoria, перев. прозой В. Алексеева (Наука любви, изд 2-е, СПБ, 1914) и А. И. Манна (СПБ, 1905); Искусство любви и Средство от любви, перев. в стихах, Под редакцией проф. Г. С. Фельдштейна, М., 1926; Метаморфозы, перев. А. Фета (М., 1887) и Ф. Матвеева (2 тт., М., 1874—1876); Тристии, перев. А. Фета, М., 1893; Opera, hrsg. v. R. Ehwald u. W. Levy, B-de I—III, Lpz., 1915—1924; L’art d’aimer (лат. текст), H. Bornecque, P., 1924. Комментированные издания: Ibis, ed. by P. Ellis, Oxford, 1882; Heroides, ed. by A. Palmer, L., 1898; De arte amatoria libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1902; Metamorphosen, erkl. v. O. Korn, 3 Aufl. v. R. Ehwald, Buch I, Berlin, 1903, Buch II, Berlin, 1898; Fastorum libri sex, fur die Schule, erkl. v. H. Peter, Lpz., 1907; Id., ed. by J. G. Frazer, 1929; Amorum libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1911; Tristia, ed. G. Nemethy, Budapest, 1913.
       

II. Покровский М. М., Материалы для характеристики Овидия, «ЖМНП», 1901, кн. VII; Его же, «ЖМНП», 1907, кн. II—IV; Зелинский Ф. Ф., П. Овидий Назон (вступ. очерк к перев. «Баллад-посланий»); Малеин А. И., Овидий и Пушкин, П., 1915; Соболевский С. И., Жизнь и труды Овидия (вступ. очерк к перев. «Средства от любви»), М., 1926; Lafaye G., Les Metamorphoses d’Ovide et leurs modeles grecs, P., 1904; Schrotter W., Ovid und die Troubadours, Halle, 1908; Ripert E., Ovide..., P., 1922; Pansa G., Ovidio nel medio evo e nella tradizione popolare, Sulmona, 1924; Rand E. K., Ovid and his Influence, L., 1926; Martini E., Ovid u. seine Bedeutung fur die romische Poesie, в кн. «Epitymbion», v. H. Swoboda dargebracht, Reichenberg, 1927; Slater D. A., Towards a Text of the «Metamorphoses» of Ovid, L., 1927.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Ови́дий
(ovidius), полное имя Публий Овидий Назон (43 до н. э., Сульмон – 17 н. э., Томы, современная Констанца, Румыния), римский поэт. Принадлежал к старинному всадническому роду. Обучался риторике в Риме, затем в Афинах, где почувствовал тягу к сочинению стихов. После путешествия в Малую Азию и на Сицилию окончательно решил заниматься литературным творчеством и вскоре снискал как внимание знатоков поэзии, так и дружбу известных поэтов – Горация и Проперция.

Иллюстрация к поэме Овидия «Метаморфозы». Художник П. Пикассо. 1930 г. Офорт.
Иллюстрация к поэме Овидия «Метаморфозы». Художник П. Пикассо. 1930 г. Офорт.

 
В течение первого периода творчества, длившегося до начала новой эры, поэтом были написаны «Любовные элегии» – цикл из 49 стихотворений, заключающий вымышленную историю его любви к некоей Коринне; стихотворный цикл «Героиды» – любовные послания мифологических персонажей; стихотворный трактат о косметике «Средства для лица» (сохранился лишь отрывок), трагедия «Медея» (была крайне популярной, но не сохранилась) и две дидактические поэмы – «Лекарства от любви» и явившаяся вершиной этого периода «Наука любви», обучающая мужчин и женщин, как вызывать любовь и удерживать её.
На первые годы новой эры пришёлся второй период творчества поэта. Овидий создаёт две большие поэмы – мифологическую «Метаморфозы» (15 книг) и учёную «Фасты» (написана только половина – 6 книг). Первую поэму история сделала главным сочинением Овидия: именно из неё черпали знания по античной мифологии в Средние века и в эпоху Возрождения, именно её влияние в дальнейшем испытали лучшие европейские писатели (от Дж. Чосера до А. С. Пушкина, в период южной ссылки проецировавшего на себя судьбу римского стихотворца). Книги поэмы содержали сведения о происходивших со времён сотворения мира и до Юлия Цезаря фантастических превращениях: мужчин – в женщин, людей – в предметы и т. д. Другая поэма, «Фасты», должна была сообщать читателям все важнейшие сведения о Риме – о богах, героях, календарных праздниках и пр. В 8 г. н. э. жизнь поэта внезапно переменилась: он был отправлен до конца жизни в ссылку императором Августом, приказавшим изъять книги поэта из публичных библиотек. Точные причины ссылки не известны, но предполагают, что формальным поводом послужило обвинение Овидия в развращённости, выраженной в «Искусстве любви». В ссылке поэт пишет два последних элегических цикла – «Скорбные элегии» в 5 книгах (оригинальное латинское название, «Tristia», позаимствует для своей книги стихов О. Э. Мандельштам) и «Письма с Понта» в 4 книгах. Эти элегии и послания наполнены сетованиями на жалкую долю, обращёнными к родственникам, к друзьям и к самому императору. Достичь цели – вернуть поэту милость императора – стихи не смогли, и Овидий умер в ссылке.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Овидий" в других словарях:

  • Овидий — Ovidius Овидий в Хрониках Нуремберга. Имя при рождении: Публий Овидий Назон Дата рождения: 43 год до н. э. Дата смерти: 17 год н. э. Род деятельности …   Википедия

  • Овидий П. — Овидий Ovidius Овидий в Хрониках Нуремберга. Имя при рождении: Публий Овидий Назон Дата рождения: 43 год до н. э. Дата смерти: 17 год н. э. Род деятельности …   Википедия

  • Овидий П. Н. — Овидий Ovidius Овидий в Хрониках Нуремберга. Имя при рождении: Публий Овидий Назон Дата рождения: 43 год до н. э. Дата смерти: 17 год н. э. Род деятельности …   Википедия

  • Овидий — Овидий. Метаморфозы. Илл. П. Пикассо. 1930. Овидий. Метаморфозы . Илл. П. Пикассо. 1930. Овидий () (. до н.э. около 18 г. н.э.) римский поэт, который культивировал главным образом эротическую поэзию. В поэмах “Наука любви” и… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Овидий — Овидий. Метаморфозы . Илл. П. Пикассо. 1930. ОВИДИЙ (Ovidius) (Публий Овидий Назон) (43 до нашей эры около 18 нашей эры), римский поэт. Около 10 лет провёл (и умер) в изгнании. Любовные элегии, послания, иронически обыгрываемая эротика, бытовые… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Овидий — (Публий Овидий Назон) (43 г. до н.э.Ч около 18 г. н.э.) римский поэт, который культивировал главным образом эротическую поэзию. В поэмах Наука любви и Лекарство от любви Овидий делает наставления в области любовных отношений. В эпосе Метаморфозы… …   Исторический словарь

  • Овидий — (Ovidius) Овидий, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. ок. 18 н.э.) Римский поэт. Был видной фигурой в римском обществе до 8 года, когда Император Август выслал его в Томы (Констанца). Причиной, якобы, послужила его поэма Наука… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Овидий — Назон, Публий; Ovidius Naso, Publius, 43 г. до н. э. 18 (или 17) г. н. э., римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Аппенин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы… …   Античные писатели

  • Овидий — Назон (Ovidius Naso). Знаменитый римский поэт, род. в 43 г. до Р. X., в городе Сульмоне. Он посвятил себя поэзии и сначала пользовался расположением имп. Августа, который затем внезапно сослал его в г. Томы, на западном берегу Черного моря (ныне… …   Энциклопедия мифологии

  • Овидий — спаситель Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

Книги

Другие книги по запросу «Овидий» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.